Волшебный кружок
Художницу у двери часто поджидают ее в некотором роде соавторы — соседские кот и кошка, оба – белые. За скромное вознаграждение — блюдечко молока или кусочек колбасы, они позволяют выстричь немного шерсти, из которой художница мастерит кисточки. Когда в 90-х годах на семейном совете решали, чем Вике заниматься в жизни, окончательный вердикт вынесла мама: в училище, на специальность «художественная роспись». Школу Виктория заканчивала в Днепроперовске, на родине знаменитой петриковской живописи, зародившейся в одноименном селе. Пытаясь перещеголять друг друга, хозяйки расписывали хаты снаружи и изнутри, печи, посуду. Самая темная и невзрачная комната, украшенная орнаментами из кистей калины, пионами, розами, мальвами, сочной зеленью, петушками, превращалась почти в царские палаты.
Cлучайно Виктория обнаружила новое полотно для своих работ. «Была у мамы в гостях, полезла за луком на чердак, увидела пластинки, и мне пришла в голову мысль расписать их, все равно лежат мертвым грузом, — вспоминает она. — Взяла в руки, покрутила — хорошая основа, но шершавая из-за звуковых дорожек. Вот и решила попробовать что-то не академическое».
Среди ее работ есть традиционные цветочные мотивы, сцена охоты белых волков на оленя, кружевное солнце, кометы и райские птицы пролетают над хатами. Есть сюжеты из жизни, насмешливые — от политики и олигархов до эротических мотивов. В ряду пластинок нашлось место всем: вот бельчонок дружески предлагает мухомор ежику. Смысл простой: не стоит доверять кому попало, объяснила художница.
«Идеи для рисунков иногда приходят в снах, — рассказывает Виктория. — Некоторые элементы в картине всплывают в памяти или могут появиться спонтанно, например: красивый цветок на халате из прошлого, фигура женщины проступила на обоях». Пока свеж образ, художница хватает кисть и старается запечатлеть его.
От соски спичек
Всего в коллекции у художницы – около 150 работ, но с каждым разом материал для работы все сложней найти. Пластинки достает на развалах или приносят друзья, которые знают о ее необычном увлечении. Проверив, нет ли сколов, Виктория готовит черную основу, одного тюбика черной краски достаточно для пары пластинок, на них вскоре появятся сложные узоры. Если захотелось нарисовать космос, в этом поможет соска-пустышка: макнешь в краску, придавишь к пластинке — неизвестная планета готова, можно использовать пипетки или пальцы, правда, их придется каждый раз тщательно обтирать растворителем. В ход идут даже спички, обмотанные ватой, но не всегда удается найти нужный инструмент под рукой. «Я иногда беру с собой работы, показываю продавцам: так легче объяснить, почему мне нужна соска именно круглой формы, — смеется она. Рисунок нужно выполнить с первого раза, дважды провести по одному месту или перекрасить не получится, это уже брак. Мастерство заключается именно в этом».
Свои работы Виктория не продает, рисует для себя. Она убеждена, что большого заработка это не принесет, а если и продавать, то только партией. Планирует обучать своему ремеслу деток, передать тонкости мастерства.