Что может быть общего у бормашины и яичной скорлупы? Точный ответ на этот вопрос знает симферополец Анатолий Тищенко.
Хрупкие чудеса
Однажды Анатолий увидел в журнале фотографии ажурных, как кружева, яиц и ... «заболел». Необычные работы так зацепили, что захотелось попробовать сотворить подобное чудо своими руками. Дорогой инструмент был «не по карману» (для резьбы по яичной скорлупе существует специальная машинка, которая стоит около тысячи долларов). Да и тратить деньги на мимолетное увлечение казалось неразумным вложением. Зато пригодилась старая, неработающая бормашина, которая пролежала без дела 10 лет. Как она появилась в семье, уже никто не помнит, а выбросить не поднималась рука. Инструмент бережно перекладывали с места на место во время генеральных уборок до тех пор, пока не «пробил его звёздный час».
А тут, как только решил попробовать новое ремесло, произошло настоящее чудо: нашелся человек, который починил блок питания, друзья подарили резцы для бормашины, и работа закипела.
Шедевры из яичной скорлупы рождаются дома, за кухонным столом под назойливое визжание бормашины.
— Непросто найти материал для работы, — признается Анатолий. — Куриные яйца из магазина нельзя использовать — они слишком хрупкие. Хотя видел в Интернете есть работы китайского мастера, который в день десятками штампует рисунки на куриных яйцах. Может, в Китае какие-то особенные куры? Поэтому чаще работаю с утиными, у них скорлупа прочнее.
Карвинг — так называется форма прикладного искусства, которым овладел Анатолий, популярен во всем мире. В Крыму известны только два таких мастера карвинга: в Симферополе и в Севастополе. Оба - мужчины.
Работа начинается с подготовки яйца: высверливается дырка, внутренности выдуваются, остатки вычищаются. Как именно — это мастер держит в секрете, говорит, свой рецепт придумал сам, а тот, кто хочет повторить, пусть ищет самостоятельно.
– Потом на заготовку наносится рисунок и начинается самая ответственная работа: ювелирно обвести буром бормашины по контурам нарисованного, — объясняет Анатолий.
Поначалу яйца рассыпались под натиском мощного бура. Количество потерь, говорит он, не подсчитывал.
— Бывает, уже почти закончена работа, но одно неверное движение, и чудесное кружево – в обломках. Не могу сказать, что обидно. Если расстраиваться, то тогда нет смысла этим заниматься.
Сверла не выдерживают
Одну из первых своих работ — высверленные дырки разного диаметра, которые все вместе составляли причудливый узор, он делал почти 24 часа. Посчитал даже количество сегментов — около пяти тысяч отверстий. Такого рвения не выдерживала даже техника. После10 дырочек пятимиллиметровый бор сгорал. Пришлось отказаться и от ювелирного сверла, которое пришло в негодность после 30 просверленных дырочек. Анатолий признается: предпочитает работать с советскими сверлами, они на сегодняшний день самые прочные.
Это только на первый взгляд кажется: взял выпотрошенное яйцо и сверли себе на здоровье. Самонадеянность заканчивается в момент, когда берешь в руки карандаш и яйцо. На нем невозможно нарисовать. Это – сфера, а не плоскость. Поэтому Анатолий сначала делает специальную сетку, а потом наносит рисунок. Одно яйцо – это, минимум, 8 часов кропотливого труда.
Узоры на яичной скорлупе аккуратны и изящны настолько, что кажется, будто перед тобой работа, сделанная из слоновой кости или сплетена из тонких кружев. Каждая – уникальна. Как художник, Анатолий, кажется, слишком требователен к себе.
В коллекции Тищенко - более 20 штук яиц с резной скорлупой. Все хранятся дома. Когда знакомые просят что-то подарить, отказывает. Лучше сделает на заказ. Ему очень важно, чтобы человек смог оценить подарок, по-настоящему ему порадоваться.
К воплощению своих задумок он не возвращался с весны – не хватало времени. Хотя заготовки – утиные яйца, всегда под рукой. Ждет своего часа страусиное яйцо, на которое давно нанесён рисунок. Впереди — зима. В планах — работа с крупными формами.