Примерное время чтения: 8 минут
1588

Двое на десять тысяч. Почему не «рассосались» очереди в Госкомрегистр Крыма

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 25. АиФ-Крым №25 23/06/2015

Крымская семья с двумя средними зарплатами, урезав насущные расходы до минимума, может накопить денег на покупку однокомнатной квартиры, примерно, за 10-13 лет. Для 70% крымчан собственное жильё — единственный капитал, которым они обладают.

Гость «АиФ-Крым» глава Госкомрегистра РК Александр Спиридонов, рассказывает стоит ли спешить регистрировать свою недвижимость, почему ещё в ходу «бумажный» документооборот, можно ли купить и продать жильё без посредников?

Не слушайте «страшилки»

Наталья Дрёмова, «АиФ-Крым»:  Александр Юрьевич, можно ли сказать, что ажиотаж схлынул, крымчане успокоились и теперь не стремятся во что бы то не стало зарегистрировать недвижимость?

Александр Спиридонов:  Не буду высказываться оптимистично. Не только активность собственников жилья влияет на ситуацию. Вот цифры: в среднем по РФ на каждые 10 тысяч населения приходятся 4-5 сотрудников подразделений Гос­комрегистра. Это вместе с Хакасией и Еврейским автономным округом, где фраза «активный рынок недвижимости» — это уже законченный анекдот …

У нас, в Крыму — 2 сотрудника, занятых в учётно-регистрационной сфере, на 10 тысяч населения. При этом, у коллег-россиян по всей стране за прошлый год зарегистрированы 55 миллионов прав на недвижимость (включая аресты и ограничения), 20 миллионов объектов внесены в государственный кадастр недвижимости (ГКН). То есть, разница между количеством новых свидетельств о праве и кадастровых паспортах, примерно 2,5 раза. У нас: зафиксировано 59 тысяч прав на недвижимость и 160 тысяч — кадастровых паспортов, разница — в три с лишним раза. В России в 50% случаев вообще не нужно делать запросы, все сведения уже имеются в электронных базах данных.

— А у нас?

— В одном случае из ста в ЕГРП есть данные об объекте недвижимости, в остальных случаях нужно делать запрос, проверяя достоверность предоставленной информации. К тому же, Крым и Севастополь оказались в уникальной ситуации: сменились органы власти, их электронные архивы сейчас недоступны, эта информация — на серверах в Киеве. Поэтому работать приходится с бумажными носителями, огромный почтовый оборот, БТИ тоже перегружено запросами. К слову, в Крыму, примерно, 3,5 млн. объектов недвижимого имущества, включая земельные участки, в базу занесено менее 5%.

— Часто ли крымчане, желающие внести свою собственность в ЕГРП, предоставляют недостоверную информацию?

— Бывает. Выявляем, например, случаи, когда декларация о готовности объекта к эксплуатации была отменена, например, из-за того, что на участке, предоставленном для индивидуального жилищного строительства, вместо, максимум, трёх этажей выросла девяти­этажка. Что с ней делать, пусть теперь размышляет владелец, грубо нарушивший закон. Такую недвижимость легализовать через регистрацию невозможно. Значит, её невозможно будет и продать.

— Правомерно ли сейчас требовать от крымчанина в каком-либо пакете документов справку о том, что его недвижимость занесена в ЕГРП?

— Ещё раз напоминаю, что все документы, выданные при украинской власти и подтверждающие право жителей Крыма и Севастополя на недвижимое имущество, признаны действующими бессрочно. И для
ЖЭКа или ФМС, если, например, оформляется прописка, этого должно быть достаточно.

— Крымчане пугают друг друга рассказами о том, как, например, какой-то из членов семьи, владелец части недвижимости может попробовать в обход остальных совладельцев «прибрать к рукам» квартиру…

— Такого произойти не может. Человек, который приходит регистрировать своё право на недвижимость, предоставляет в качестве документа свидетельство о приватизации, там записаны все члены семьи, которые получили в собственность долю квартиры. И зарегистрировать он сможет только свою долю — четверть, треть, половину.

Без посредников

— В минувшие годы многие крымчане пытались улучшить свои жилищные условия, сооружая пристройки, их делали и в частных домовладениях, и даже на первых этажах многоэтажек. Как регистрировать такую недвижимость?

— Технические характеристики дома или квартиры указаны в документах. Теперь вся ответственность за «самодеятельность» в виде пристроек — на собственнике. Относительно пристроек в многоэтажках: права на землю у хозяина квартиры нет, в техпаспорте это сооружение не значится. Зарегистрировать незаконно возведённое строение нельзя.

— Входят ли лоджии и балконы в общую жилую площадь квартиры?

— По российским нормативам, нет. Постоянно ходят слухи, что в связи с этим крымчанам необходимо менять техпаспорта. Поэтому заявляю: не нужно этого делать. Наши специалисты, внося данные о недвижимости, имеют право самостоятельно вычесть площадь лоджий и балконов из общей жилой.

— Но такая «мелочь» важна для жителей республики, которые не планируют в обозримом будущем проводить сделки с недвижимостью или регистрировать её: размер площади влияет на квартплату, отопление…

— Полагаю, этот вопрос сами собственники квартир должны поднять в ЖЭКах, управляющих компаниях, теплопоставляющих организациях. Есть законодательство, где чётко оговорен этот момент: часть 5 статьи 15 Жилищного Кодекса РФ, нужно настоять на том, чтобы оно выполнялось.

— Может ли человек самостоя­тельно обратиться за сведениями из базы данных Госкомреестра: узнать, например, о собственнике жилья, которое предполагает купить?

— Сегодня немало людей берут деньги за оказание услуг при оформлении сделок с недвижимостью. Но что они делают такого, что не может сделать сам потенциальный покупатель? Львиная доля стоимости посреднических услуг — это «развединформация» о предлагаемой недвижимости. Сведения о более чем 50 тысячах зарегистрированных имущественных прав содержится у нас. Любой человек может подать заявление на предоставление выписки о конкретной недвижимости из ЕГРП, оплатив госпошлину в 200 рублей(по РК). Кстати, очередей к окошкам, где дают такие выписки, нет, данные предоставляются в течение 5 рабочих дней. Если сведений у нас нет, можно приобрести справку в КрымБТИ, там она стоит 600 рублей, если документ требуется срочно — 2 тыс. руб. Убедиться в том, что интересующий объект не находится под арестом, не в залоге, в отношении его нет имущественных споров, можно, обратившись в Нотариальную палату РК. Практически 90% таких архивов сохранено, справка стоит 300 рублей.

— Какие наиболее частые причины отказа в регистрации недвижимости?

— Уже упоминавшееся предоставление недостоверной информации, подача документов ненадлежащим заявителем. Это когда, например, приходит человек и заявляет, что хотел бы внести в реестр квартиру своей бабушки, тётушки, сына, и так далее. Даже если все документы в наличии, являются достоверными, их не примут. Или если человек пытается совершить сделку, а собственник — другой человек. Подобные полномочия подтверждаются нотариальной доверенностью, это касается и юридических лиц.

Справка

Размер госпошлины за некоторые виды услуг:

  • Госрегистрация прав, ограничений (обременений) прав на недвижимое имущество, договоров об отчуждении недвижимого имущества для физлиц — 2000 руб.
  • Госрегистрация доли в праве общей собственности на общее недвижимое имущество в многоквартирном доме — 200 руб.
  • Госрегистрация права собственности физического лица на земельный участок, предназначенный для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства, либо на создаваемую или созданную на таком участке недвижимость — 350 руб.
  • Госрегистрация прав, ограничений (обременений) прав на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, сделок, на основании которых ограничиваются (обременяются) права на них — 350 руб.
  • Госрегистрация доли в праве общей собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения — 100 руб.
  • Внесение изменений в записи Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, для физических лиц — 350 руб.
  • За повторную выдачу правообладателям свидетельства о госрегистрации права на недвижимое имущество (взамен утерянного, пришедшего в негодность, в связи с внесением в содержащуюся в ЕГР запись о праве изменений) для физических лиц — 350 руб.

Кстати
Российское законодательство предусматривает среди сделок с недвижимостью возможность мены земельных участков. В отношении них действуют общие правила о сделках. Мена оформ­ляется договором: каждая из сторон обязуется передать в собственность другой стороне один товар в обмен на другой. Обмен производится без доплат, за исключением доплаты за неравноценные земельные участки (разные по площади, находящиеся далеко от населенных пунктов и т. п.). Целесообразно заранее оговаривать условие о доплате в договоре мены. Договор считается исполненным с момента выполнения обеими сторонами своих обязательств — с момента, когда произведена последняя по времени передача земельного участка. Такая передача осуществляется путем составления передаточного акта. Сделка по обмену земельными участками совершается их собственниками, одновременно выступающими в роли продавца и покупателя, или уполномоченными ими лицами путем оформления договора мены.

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах