Никто не удивляется, когда родители, на вопрос о том, что будет делать их чадо, окончив школу, отвечают: «Куда-нибудь поступит, будет студентом». И для этого «куда-нибудь» имеются прочные основания — в Крыму общее количество мест в вузах едва ли не больше, чем выпускников школ.
Сейчас в России количество студентов на 10 тысяч населения в два раза выше, чем в последние годы существования СССР — притом, что доля молодёжи сильно уменьшилась.
С чего начать?
Но больше, как известно, не всегда означает «лучше». Вузы выпускают армии политологов, психологов, экономистов, финансистов, значительная часть которых так и остаётся невостребованной. Нет, где-то они находят работу, но зачем тратить годы и государственные средства, чтобы стало больше одним рыночным торговцем с дипломом социолога?
В Крыму, возможно, ярче, чем в других регионах виден перекос между количеством новоиспечённых специалистов и теми, кто востребован на рынке труда. Тем более что, взяв курс на развитие промышленности, республика задыхается от дефицита кадров. Пусть даже за последние четверть века количество предприятий уменьшилось на порядок — их, по данным Министерства промышленной политики РК, насчитывается всего 56.
Заместитель министра промышленной политики Борис Кабаков констатирует, что инженерные специальности перестали пользоваться спросом с конца 80-х годов. А когда Россия и Украина, в составе которой остался Крым, разошлись «по разным государственным квартирам», поменялся и рынок труда. Заманить молодого человека в технический вуз стало очень сложно.
Однако в Крыму и заманивать почти некуда. Кроме того, оснащение школ таково, что в большинстве их физике и химии учат, что называется, «на пальцах», в таких условиях невозможно ни привить детям интерес к этим наукам, ни преподнести их на достойном уровне.
На крымских предприятиях стараются смотреть в будущее — например, на симферопольском заводе «Фиолент» Крымский федеральный университет (КФУ) открыл кафедру автоматизированных систем, приборов и устройств, приблизив своих студентов к производству. Судостроительный завод «Залив» работает со школами в области профориентации. Там также в прошлом году прошли практику 294 студента, на филиале завода «Титан» — 109, на Крымском содовом заводе — 103. Возможность пройти практику предоставляли и другие предприятия.
Кстати, и тут не без подводных камней: практику могло бы предоставить больше предприятий, если бы не трудности с принятием студентов. Закон обязывает заключать трудовые или ученические договоры, определять место для трудоустройства, оплату практикантам. И не всегда это по карману потенциальному работодателю, если предприятие небольшое.
Не только высшее
По мнению проректора Крымского федерального университета Олега Курьянова зачастую и сами абитуриенты, и их родители, упускают из вида преимущества, которые даёт обучение в колледжах и техникумах. В Крыму, правда, в основном это механизация в области сельского хозяйства, строительное направление — но именно с такой специальностью выпускник как раз и будет востребован. «Не одним высшим образованием сегодня жив человек, и крымчане всё-таки это понимают, — считает он. — Среднее профессиональное образование тоже открывает серьёзные перспективы, за время вхождения техникумов и колледжей в состав университета, количество обучающихся там студентов выросло на 600 человек».
В любом случае, говорит Олег Курьянов, необходим контакт с предприятиями. Только производственники могут сказать, насколько актуальны учебные программы, по которым учат студентов. Возможно, стоит привлечь к обучению специалистов предприятий, где потом могут работать выпускники. Сейчас отказ работодателей взять на работу молодого специалиста мотивируется тем, что его надо переучивать, что он «не нюхал производства».
Во многих районах Крыма вакансии годами не заполняются и потому, что большинство студентов — жители городов. «Химическая промышленность в Крыму расположена на севере Крыма, в депрессивных регионах, — сообщил директор по кадрам и быту Крымского содового завода Тарас Филипчук. — В середине 80-х годов население Красноперекопска составляло 36 тысяч человек, сегодня оно уменьшилось почти на треть. Это означает, что наша молодёжь активно покидает город. В этих условиях планировать какую-либо подготовку кадров, проектировать трудоустройство специалиста, очень тяжело».
И так по всему полуострову. Кроме рабочего места иногороднему специалисту нужно предоставить жильё, а вот его у предприятий нет, как и дополнительных средств на то, чтобы оплачивать аренду. Выходом может быть только целевое обучение специалистов, направление местных жителей на обучение. А контракт, который «целевик» заключает с будущим работодателем, гарантирует его возвращение на малую родину после получения диплома.
Директор Академии биоресурсов и природопользования КФУ Сергей Додонов:
В чём-то виноваты и мы сами, загнав себя в замкнутый круг. В борьбе за контингент учащихся, мы «наклепали» много студентов-заочников, выдав им затем дипломы о высшем образовании. Сегодня они являются конкурентами на рынке труда нашим нынешним выпускникам. Теперь, пытаясь поднять качество образования, мы говорим, что школа выпускает недостаточно подготовленных абитуриентов — а кого выпускаем мы, предоставляя кадры в школы? Другой момент: не секрет, что к нам приходят профессионально не ориентированные люди, и здесь пусть вину с нами разделит потенциальный работодатель.
Социально ответственного бизнеса в Крыму нет — такого, чтобы готов был опекать студентов, платить им дополнительную стипендию, знакомить со своим производством, устраивать олимпиады, мастер-классы. Чтобы студенты «заболели» профессией, чтобы остались в ней
Не по пыльному учебнику
Проректор по экономике и инновациям МГУТ им. Баумана Евгений Старожук:
В интересах завтрашнего дня нам сегодня нужно перестраивать подготовку инженерного образования — через науку, через промышленность. По пыльным учебникам инженера не подготовишь. Если студент не вовлечён в научный, в конструкторский процесс, это будет не тот инженер, который нужен нашей промышленности. Не только университет должен идти к предприятиям, но и они — в университет. Когда профессор половину рабочего дня проводит в конструкторском бюро, а потом отправляется рассказывать магистрам, как проектируется то, над чем он работает, получаются специалисты совершенно иного качества. Педагог рассказывает не о высочайших достижениях российской научной мысли, которые имелись десять, пятнадцать, двадцать лет тому назад, а о том, что будет завтра.
Во времена моей молодости вокруг часто повторяли. Что врач должен учиться всю жизнь, про инженеров такого не говорили. Но современный инженер-конструктор — создатель, созидатель, тоже должен учиться всю жизнь! А вспомните тезисы 90-х годов — о том, что у нас слишком много людей с инженерным образованием, что нужен просто квалифицированный пользователь: тот, который, вооружившись отвёрткой, может собрать из готовых деталей какой-то прибор. Однако уровень его подготовки никогда не позволит ему создать новый образец, новую технологию. А события последних лет показывают, что без возрождения, укрепления подготовки инженеров, говорить о будущем промышленности бессмысленно.
Проблема среднего образования — недостаточная подготовка по физике, математике, касается абсолютно всех российских вузов. Уровень баллов ЕГЭ у абитуриентов растёт, а когда те становятся студентами, приходят на первый курс, преподаватели разводят руками: как его учить? Пришлось переделывать учебные программы, первый семестр «подтягивать» студентов, доучивать.
Кого, кстати, сейчас ищут ведущие западные компании? Людей, получивших широкое междисциплинарное образование и готовых к творчеству — за ними будущее. И нам они нужны.