Не разорваться
«Четыре года — явно недостаточный срок для того, чтобы подготовить квалифицированного инженера в любой отрасли или квалифицированного педагога, — считает проректор по учебной части Крымского Федерального университета (КФУ) Владимир КУРЬЯНОВ. — И потом, мы не можем готовить выпускника бакалавриата к нескольким видам профессиональной деятельности, например, химика для исследовательской работы и химика для преподавания в школе. Подобная история — с географами, филологами и другими преподавателями. Есть мнение, что возврат пятилетнего специалитета, компромисса между бакалавриатом и магистратурой, позволит нам подготовить человека к двум видам профессиональной деятельности».
На рынок труда попадают, в основном, бакалавры. В магистратуру за научной или прикладной степенью возвращаются всего 30-40% студентов, не каждый может себе позволить оплатить еще два года обучения.
Можно ли что-то делать уже сейчас? Руководитель рабочей группы Общероссийского народного фронта «Образование и культура как основы национальной идентичности» Александра ШВЕЦ предлагает просить Минобразования Крыма выйти с предложением о возврате пятилетней подготовки специалиста на федеральный уровень. Возможно, потребуется законодательная инициатива о том, чтобы закрепили за вузами право менять или увеличивать ступенчатость обучения.
Пока — практика
Рядовой состав колледжей и вузов к идее возврата «советской пятилетки» относятся с недоумением: педагоги только наладили новую систему, а тут опять все заново. С гораздо большим энтузиазмом относятся они к предложению ввести административную ответственность для учителей, преподающих не по специальности.
«Не секрет, что в общеобразовательных школах дефицит кадров. Решают его очень просто – вводят замены или распределяют часы между учителями. Это надо запретить. Например, если чему может научить учитель младших классов, преподающий математику в 5-7 классах? А ведь это основы высшей математики, формирование будущих инженеров, что она им может дать?», — считает директор Феодосийской финансово-экономической академии Андрей САЛИВАНОВ.
В качестве слабой, но все же альтернативы «пятилетке», в Крыму, как и по всей России, начали внедрять базовые кафедры на профильных предприятиях, что позволяет студентам с первого же курса приобщаться непосредственно к производству. По словам ректора КФУ Сергея ДОНИЧА, уже к концу года откроется около десяти таких кафедр на базе крымских предприятий: «Крымэнерго», заводов «Пневматика» и «Фиолент», а для студентов-юристов на время практики распахнёт свои двери симферопольская прокуратура.
Гендиректор завода «Фиолент» Александр БАТАЛИН считает, что хорошая практика позволит и бакалаврам к выпуску стать знающими работниками. «В предыдущие годы в Крыму не готовили инженеров в достаточном количестве, — пояснил он. — Да и сегодняшний уровень профтехобразования по своему качеству давно отстал. С другой стороны, есть целый ряд законодательных документов, запрещающий нам готовить рабочие кадры на предприятии, а чтобы получить разрешение, нужно пройти все круги бюрократического ада».