Примерное время чтения: 5 минут
786

Низкое качество по высокой цене. Кто виноват в «топливном кризисе» в Крыму?

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 34. АиФ-Крым №34 23/08/2017
Марина Масленникова / АиФ

Крым переживает топливный кризис: цены растут, качество бензина падает. Но самое тревожное — в последнее время ощущается дефицит светлых нефтепродуктов, бензин нужной марки теперь можно найти далеко не на каждой АЗС. Что происходит на топливном рынке полуострова, разбирался «АиФ-Крым».

«Золотое» топливо

Начнём с самого больного вопроса — цены. На дороговизну бензина в Крыму жалуются и местные жители, и приезжие, передвигающиеся по полуострову на личном транспорте. Как ни странно, никакие тенденции роста-падения курса доллара или цен на нефть на стоимость топлива напрямую не влияют.

«Основной фактор ценообразования в Крыму — логистика, — говорит начальник управления нефтегазового комплекса, газификации и топливных ресурсов Министерства топлива и энергетики РК Вадим Жданов. — Она даёт удорожание бензина в регионе примерно на два рубля на каждый литр по сравнению с Краснодарским краем. Тем не менее, средняя разница в цене у нас составляет 1,55 руб. по АИ-92, 1,4 руб. — по АИ-95 и 1,88 руб. по дизельному топливу».

Однако не только объективные причины, как выяснилось, влияют на стоимость горючего. Специалисты Федеральной антимонопольной службы (ФАС) считают, что есть и субъективные факторы. Например, то, что крымские нефтетрейдеры предпочитают закупать бензин не напрямую на бирже, а у посредников. Кроме того, владельцы местных АЗС почему-то закладывают в конечную стоимость бензина маржу на 5-7% больше, чем их коллеги в Краснодарском крае и Ростовской области.

«Мы понимаем, что существуют инфраструктурные издержки, дополнительные расходы на паромную переправу, но и они могли бы быть и ниже. В частности, на хранение нефтепродуктов, а также услуги РЖД, — считает начальник управления регулирования топливно-энергетического комплекса ФАС Дмитрий Махонин. — Кроме того, необходимо диверсифицировать каналы поставки нефтепродуктов в Крым, используя помимо РЖД инфраструктуру Феодосийской нефтебазы для танкерных поставок».

Сейчас ФАС анализирует, какие расходы крымские нефтетрейдеры несут на самом деле, и на чём они могли бы экономить. В ведомстве обещают: если будет установлено необоснованное «накручивание» цены в рознице, виновных привлекут к ответственности по всей строгости закона.

Только спокойствие

Тем временем высокая стоимость бензина кажется особенно несправедливой с учётом ощутимого снижения его качества.

«На днях мы провели анализ проб, взятых на нескольких симферопольских АЗС — определяли уровень содержания серы в топливе. На двух из семи проверенных заправок показатель был выше нормы в 280 раз! — рассказывает директор независимой лаборатории испытания нефтепродуктов Александр Пронякин. — Понятно, что сера — вещество вредное. Соединяясь с влагой из воздуха, она создаёт серную кислоту. Двигатель из-за этого изнашивается гораздо быстрее. А, попадая в окружающую среду, серная кислота разрушает здания, убивает растения, окисляет почву».

Зачастую владельцы АЗС и сами не в курсе, что наливают некачественное или опасное топливо, ведь поставщик привозит на заправки горючее со всеми положенными сертификатами. Так что определить, кто и на каком этапе «бодяжит» бензин, практически невозможно.

«Пока дела с контролем качества топлива в Крыму обстоят не очень хорошо. Поэтому потребители сами должны в этом участвовать, — комментирует Вадим Жданов. — Например, заправился человек плохим бензином, повозмущался — и всё. И толку, естественно, никакого. Чтобы он был, нужно обратиться с заявлением к оператору, продавшему некачественный бензин. Если никакой реакции не последовало, потребитель должен обратиться в Роспотребнадзор, обязательно предъявив чек, подтверждающий факт покупки топлива. На основании заявления гражданина ведомство получает право проверить качество бензина на указанной заправке. Не забывайте, что в Крыму до 2018 года действует мораторий на проведение внеплановых проверок: они могут осуществляться только по поручению прокуратуры, либо на основании обращений граждан. Так что всё в наших руках».

Общественный деятель, эксперт в сфере транспортно-логистического направления Алексей Волков
Сами трейдеры заинтересованы в том, чтобы понимать, качественное ли топливо они наливают. Многие действительно введены в заблуждение поставщиками, получая все необходимые документы, паспорта, сертификаты на бензин, в котором, оказывается, содержание воды и серы совершенно не соответствует норме. Думаю, оптимальным советом для автолюбителей будет заправляться на станциях крупных сетевиков. Во-первых, повышаются шансы на то, что в случае чего вы получите нормальную обратную связь, поскольку речь идёт о серьёзных компаниях с штатом юристов. А во-вторых, давайте будем откровенны: если вы заправляетесь на никому не известной АЗС, где к тому же цены на два-три рубля ниже среднерыночных, стоит ли удивляться, что вам там налили печного топлива вместо нормального бензина? Экономия может дорого обойтись — будьте аккуратны.

Как правило, говорят специалисты, случаи покупки некачественного топлива бывают не на крупных брендовых заправках, а на небольших АЗС, владельцы которых самостоятельно закупают горючее неизвестно у кого, не вникая в безопасность продукции. Насторожить потребителя должна стоимость бензина: если она значительно ниже среднерыночной, о приемлемом качестве речи быть не может.

Как бы там ни было, с ценой и качеством ещё можно как-то смириться. Но что делать, когда топлива на заправках просто нет? Популярный у автолюбителей высокооктановый бензин АИ-95 вот уже несколько недель остаётся почти дефицитным продуктом в Крыму. За это время озвучивались разные версии отсутствия горючего. Сначала виной всему была названа конвенция РЖД, касающаяся пропуска первоочередных грузов. Бензин к ним не относится, и потому на переправе по линии РЖД был приостановлен проход цистерн с топливом. Конвенцию, в итоге, пришлось незамедлительно отменить, однако на наличие бензина в Крыму это никак не повлияло. Появилась новая версия: заводы якобы не отгружают топливо, закупленное крымскими нефтетрейдерами, без объяснения причин. Третья версия: перебои вызваны традиционной летней профилактикой нефтеперерабатывающих заводов.

Независимо от истинных причин дефицита, в Министерстве топлива и энергетики РК уверяют: ситуация под контролем и скоро изменится к лучшему. РЖД, КЖД и Керченская паромная переправа пошли на первоочередной пропуск на полуостров вагоноцистерн с горючесмазочными материалами. С учётом путевого ресурса, поступающего запаса республике хватит на 27 суток. А там и новую партию подвезут. В общем, правительство просит автолюбителей не создавать ажиотаж и соблюдать спокойствие.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах