По дороговизне продуктов Крым уже не уступает Москве. Местные жители, устав возмущаться и жаловаться, всё туже затягивают пояса. А продавцы и владельцы торговых точек, в свою очередь, разводят руками: мол, цены повышает производитель, а мы и так работаем практически себе в ущерб.
Каковы основания неудержимого ценового роста? Или их нет, и мы имеем дело с бессовестной спекуляцией? На цены влияет себестоимость производства, расходы на хранение и доставку и, наконец, маржа — торговая надбавка. И вот, оказывается, каждый из этих показателей в Крыму гораздо выше, чем на материке.
Виноваты посредники?
Начнём с производства. «Удобрения, химикаты, запчасти для техники — всё это привозим с материка, так что нам оно достаётся по повышенной цене, — рассказывает фермер Максим Сабетьев. — Даже дизтопливо в Крыму дороже, чем на материке! Всё это уже повышает себестоимость продукта. А ещё нужно заплатить налоги, зарплату рабочим, аренду. Плюс приходится закупать новое оборудование, модернизироваться. Все эти расходы и формируют конечную цену товаров».
Далее: логистика, расходы на которую также отражаются на конечной цене, однако, по мнению специалистов, в гораздо меньшей степени, чем остальные факторы. И, наконец, пресловутые торговые надбавки. Именно на этом этапе, оказывается, кроется основная причина дороговизны продукции для конечного потребителя.
«В Крыму фактически нет цивилизованной оптовой торговли, и работает куча дистрибьюторов и перекупщиков, которые, как раз и накручивают цены, — убеждён председатель правления Ассоциации содействия торговле Крыма Сергей Макеев. — В итоге почти вся прибыль оседает в карманах посредников. Производитель и розница получают немного, работая на пределе рентабельности».
При этом никакой управы на накручивающих цены торговцев нет: условия рыночной экономики не предусматривают государственного регулирования цен. То есть ни одно ведомство не вправе диктовать продавцу, какую цену ему поставить. Так что ситуация на рынке - полностью в руках перекупщиков.
Кстати, нельзя забывать, что в Крыму, как в курортном регионе, на ценовую политику оказывает влияние ещё и сезонность. Республиканские власти сообщают, что цены на побережье этим летом в три раза выше симферопольских. И никаких экономических обоснований у данного феномена нет.
«Спекуляция, вот и всё. Цены тем выше, чем ближе к морю торговая точка. Это нужно признать и разобраться с ценовой политикой, — комментирует президент Торгово-промышленной палаты республики Артём Мальцев. — Можно говорить, что дело в логистических проблемах с доставкой продуктов на побережье. Но Крым вполне обеспечивает себя сельхозпродукцией, на которую чаще всего и взвинчивают цены. Поэтому я уверен, что мы имеем дело с банальной спекуляцией».
Конечно, крымчан волнуют не столько причины высоких цен, сколько то, возможно ли как-то исправить плачевное для покупателей положение. Государственное регулирование цен запрещено законом. Что остаётся?
«Наша общая задача — и Антимонопольного органа, и органов исполнительной власти — создавать условия для развития конкуренции производителей, оптовиков, логистов, транспортников, кладовщиков и розничных сетей. Чтобы они развивались, множились и конкурировали между собой, — говорит руководитель Управления Федеральной антимонопольной службы по РК и Севастополю Тимофей Кураев. — Это залог того, что цена не будет неоправданно высокой».
Но для того чтобы увеличивалось количество сетей, необходимо провести большую работу. Например, нужно разобраться с имуществом республики, чтобы можно было ввести его в оборот. Также придётся привести в порядок сети ЖКХ: ни один магазин, производитель или склад не может работать без электричества, воды и тепла. А те коммуникации, которые есть сейчас, устарели и физически, и морально. Также нужно ввести в эксплуатацию все крымские порты — это позволит доставлять на полки магазинов больше товаров, которые республика сама не производит. В общем, для привлечения крупных торговых игроков на полуостров крымскому правительству придётся решить целый комплекс проблем.
Есть варианты
А тем временем какая-никакая конкурентная среда на полуострове всё же имеется. Одних только торговых сетей (пусть и не крупных) в Крыму сейчас около 15. А есть ещё самостоятельные магазины и рынки — чуть не в каждом доме. Увы, цены везде примерно одни и те же. Как же так?
«Мелкие магазины ориентируются на уровень цен в торговых сетях. А там он тоже высок, потому что высока входная цена товара — опять-таки, из-за того, что в супермаркет продукция попадает через сеть перекупщиков» — констатирует Сергей Макеев.
По мнению эксперта, остановить ценовой рост могли бы так называемые оптово-логистические комплексы, предназначенные для хранения продукции крымских производителей, их фасовки и оформления в товарные партии. Проще говоря, местные промышленники и аграрии смогут сдавать в такие центры свою продукцию, а оттуда она будет поступать напрямую в торговые сети. Никаких перекупщиков, а значит дополнительного накручивания цены. Система замечательная, вот только когда она всё-таки заработает на полуострове, пока никто сказать не может. Правда, создание оптово-логистических комплексов предусмотрено стратегией развития Крыма до 2030 года, так некоторый временной ориентир всё-таки есть.
По данным Ассоциации содействия торговле Крыма, республика в состоянии самостоятельно производить большую часть продуктов, представленных на местных прилавках. Причём в объёмах, превышающих внутренний спрос. Однако пока крымчане обеспечены собственной продукцией всего на 20%. Почему? Производство требует больших вложений (покупка оборудования, аренда земли или помещения, оплата труда, налоги и так далее). И если впоследствии продукция не разойдётся, предприниматель останется банкротом.
«Правительство нас теребит, чтобы мы производили, а что мы потом со всем этим будем делать, никого не волнует! — говорит Максим Сабетьев. — На западе, например, производителю платят из бюджета, чтобы он в тот или иной сезон не сеял вообще, чем сеял то, что не нужно, что он не сможет продать. Так они избегают перекосов в ассортименте. У наших чиновников тоже должно быть понимание, что происходит на рынке, чтобы ориентировать производителей. Тогда не будет перегибов в производстве: все сеют одну культуру только потому, что в прошлом году она хорошо продавалась».