Крымчане в возрасте помнят времена, когда в приморских посёлках и городах любая постройка, любой клочок земли «плодоносили» немалыми деньгами. Неприхотливые — а точнее, отчаявшиеся найти себе место под солнцем отдыхающие соглашались жить на верандах, в сараях, на раскладушках в садах.
В последние 10-15 лет украинского прошлого Крыма самым надежным вложением денег для среднего бизнеса считались мини-отели на берегу моря. Порой строили, не оглядываясь на нормы, удобства и уровень комфорта — были бы четыре стены, куда можно поставить койки. И отношение к бизнесу было разным: одни работали легально, другие не собирались выходить из тени. Заработанный капитал отлично хранился в качестве недвижимости, приносил прибыль. Но последние три года — со снижением турпотока и переориентацией отдыхающих на здравницы и отели с качественным сервисом - изменили ситуацию. Многие владельцы небольших гостиниц говорят - проще закрыться. И если самые пессимистичные прогнозы сбудутся, то податься небогатому отдыхующему на полустрове станет некуда.
Было время…
Крымский туристический бизнес занимает несколько процентов в общей экономике Крыма: по одним подсчётам — 9%, по другим - не дотягивает до 6%.
По данным Ассоциации малых отелей Крыма, официально в Крыму зарегистрировано порядка 4000 тысяч мини-отелей. Неофициально - в два раза больше. Вместимость их, конечно, разная, в некоторых можно обойтись силами двух работников, в других и десять будет мало. Выходит, около 80-100 тысяч работников постоянно или временно заняты в малом гостиничном бизнесе.
Из соцопросов Минтуризма Крыма ясно, что более половины гостей полуострова предпочитают маленькие уютные гостиницы. Они этим и привлекают туристов. В них для комфорта отдыхающего необходимы две горничные, администратор, техник, повар. В итоге на зарплату обслуживающему 30 номеров персоналу придется потратить 150-180 тысяч в месяц. Коммунальные услуги обойдутся вполовину меньше, плюс налоги и амортизация. И если отель успешен, то, при стоимости номера от тысячи рублей до двух, ежемесячно он будет приносить порядка миллиона рублей. Отличный бизнес - при условии постоянной загрузки.
Но при загрузке в 40%, о которой сейчас говорят отельеры, доход составит 600 тысяч в месяц. Отнимаем половину на расходы, остается в остатке около миллиона-полутора рублей за три бойких месяца. А это — годовой доход востребованного программиста, менеджера, которому не нужно вкладывать в развитие инфраструктуры, ремонт, рекламу, расширение и комфорт отеля. Запала работать в подобных условиях у малого бизнеса нет, если только не поднимать цену. Но это можно позволить, например, в Ялте. Менее посещаемые города лишь снижают стоимость отдыха.
В 2016 году, в конце августа, на счётчике Минтуризма РК было уже более 4 млн. туристов, а в этом году, на начало августа, их набралось на треть меньше. Таким положением дел отельеры оказались недовольны. Может, стоит закрыть отель и не мучиться?
«Когда в конце сезона хозяева этих отелей подсчитают убытки, некоторые, думаю, будут задумываться: продолжать ли их содержать, — говорит владелица хостела в Судаке Наталья Кириченко. — Теперь нельзя сказать, что турист приедет в Крым в любом случае. Издержки всё больше. Легче получать зарплату на каком-нибудь предприятии, нежели прикладывать гораздо больше усилий и получать столько же. Плюс — страхи от проверок различных. Я наблюдаю отток различных проектов по строительству отелей. Общая дороговизна и риски не позволяют вкладываться в этот бизнес».
Наталье в прошлом году ремонт помещений с заменой мебели обошёлся в 6 миллионов рублей. Вложение это долгосрочное, после номера могут эксплуатироваться 5-10 лет. Но эти деньги нужно накопить.
Для Татьяны Гайлит гостиничный бизнес — дело всей жизни. В 2006 году она организовала единственную в Черноморском туристическую компанию и фирму, занимающуюся продажей недвижимости, у неё есть и свой отель. Содержать его всё сложнее.
«Дело не в холодной погоде и не в отдаленности нашего района, — уверена Татьяна Гайлит. — Люди едут в Крым из мест, где гораздо холоднее. Перелёты в Крым стоят дороже на 30%, чем в Турцию. Отдохнуть там дешевле. Сейчас не стоит говорить о заоблачных ценах в Крыму. Стандартный номер на двоих с необходимым набором услуг, с трёхразовым питанием должен стоить не менее 1100 рублей. Это невысокая цена, которую мы держим. Отдыхающие к нам приезжают со средним стабильным достатком, но крымские цены на всё остальное — продукты, услуги - их приводят в ступор».
Совсем недвижимая
Значит, можно продать отельный бизнес? Но найти покупателя стало практически невозможно. Те деньги, которые хотят владельцы недвижимости получить при продаже, кажутся слишком большими в нынешних условиях. А вот продавать дешевле тоже нецелесообразно. Люди становятся заложниками ситуации.
Причина очевидна: на битом кризисами постсоветском пространстве купленные земельные участки, квартиры, дома, отели заменяли банковский депозит. Страхи остаться с кучей обесцененных денег взвинчивали цены на рынке недвижимости. Это же произошло с Крымом три года назад, очередная неопределенность, отсутствие нормальной банковской системы, непорядок в кадастре повышали спрос. К этому прибавилось переселение и командировки большого количества рабочих. И в такой ситуации все меньше людей хотели торговать своим неприкасаемым запасом, если не отправлялись в эмиграцию. В итоге цены на Южном берегу возросли вполовину и сравнялись с ценами мировых столиц. Например, в посёлке Гурзуф стоимость квадратного метра отеля на несколько номеров укладывается в рамки от 120 до 160 тысяч рублей. В Ялте эта цифра может быть в два раза больше, что сравнимо, например, с Берлином или Москвой.
«Видя такую ситуацию, люди не спешат инвестировать в этот бизнес, — говорит о положении дел директор консалтинговой компании в Ялте Виталий Варман. — Естественно, выбор падает на более доступные варианты вложения. Все привыкли выдаивать из отельного бизнеса всё, не заморачиваясь с условиями. Это не способствует инвестированию. Кроме того, мы, крымчане, привыкли, так как рынок был международным, привязывать цены к доллару, в валюте стоимость недвижимости для Россиян оказалась высока. Поэтому торговля недвижимостью не идет».
От этого страдает и развитие туристического бизнеса. Инвесторы попросту не хотят вкладывать, а те, кто «вложился», воспринимают гостиницу всего лишь как полезную площадь, но никак не основное дело.
«На продажу выставлено много объектов отельного бизнеса, но на них нет спроса, — говорит о схожей проблеме директор турфирмы и агенства недвижимости Татьяна Гайлит. — Хотя этим летом немного больше покупателей, у людей накоплены средства и в нестабильные времена они просто вкладывают в землю, в недвижимость. Это замороженный капитал: при таком раскладе владелец ничего не вливает в развитие территории. Продажи и какое-то строительство - может быть. Но это не влияет на общее состояние дел. Люди просто ждут, как будет меняться ситуация на рынке».