Ряд ученых с мировыми именами, в числе которых, кстати, был и ныне покойный академик Андрей Капица, еще несколько лет назад утверждали, что глобальное потепление – это миф. И что наша планета, наоборот, находится на пороге глобального похолодания. А за изменениями климата стоит не «человеческий фактор», влияние которого на самом деле ничтожно, а гораздо более мощные процессы космического масштаба.
Скоро будет холодать
История с раскручиванием мифа о глобальном потеплении очень похожа на «мыльный пузырь» в международных масштабах, считает крымский астрофизик, доктор физико-математических наук Борис Владимирский. «Партия потепленцев» контролирует международные структуры, которые занимаются изучением изменений климата (включая структуры ООН) и просто затыкает рот «диссидентам», пытающимся идти вразрез с «линией партии».
«Гипотеза о глобальном потеплении — это ошибка довольно большой группы авторитетных исследователей, — говорит Владимирский. — Но в эту гипотезу вложены огромные средства, на ней завязаны крупные экономические обязательства и планы, так что назад пути нет. Главы государств серьезно обсуждают глобальное потепление, делят квоты на выброс углекислого газа. Хотя на самом деле нынешнее участие человека в круговороте углекислого газа на планете составляет… 1%. То есть деятельность человечества на этот процесс практически не влияет. А глобальная температура не растет с конца девяностых годов. Кстати, и сама методика определения этой температуры – тоже предмет научных дискуссий».
По словам Бориса Владимирского, климатическая машина невероятно сложна, а экстремальные изменения климата связаны с множеством факторов. Один из наиболее мощных – солнечная активность.
«Аномально длительный максимум активности Солнца начался в 2010-2011года, — говорит Владимирский. – Однако долгосрочные прогнозы предсказывают серьезное уменьшение активности нашего дневного светила примерно к 2040-2050 году. Это означает, что нас в это время ждет существенное понижение глобальной (средней для нашей планеты) температуры. Причем, ряд суровых зим можно ожидать уже в ближайшие несколько лет».
Новый ледниковый период может привести к серьезным геополитическим сдвигам, предупреждают ученые. Ведь в случае глобального похолодания добыча энергоресурсов в северных широтах наверняка уменьшится. А это означает, что борьба за нефть и газ, сосредоточенные в южных регионах, еще больше обострится. Кроме того, придут в негодность газо- и нефтепроводы, линии электропередач, рассчитанные на климат теплых десятилетий, замерзнут ныне незамерзающие порты, миллионам людей придется переселяться в пригодные для жизни районы. Кроме того, подсчитано, что на каждый отрицательный градус затраты энергии возрастают на 10%.
Впрочем, кажется, все эти прогнозы напоминают страшилки от фанатов глобального потепления, только с обратным знаком. Так что относиться к ним надо спокойно, как к одной из научных гипотез, которая имеет право на жизнь, а не как к истине в последней инстанции.
Ничего нового на солнце
«В истории уже были периоды, похожие на тот, который ожидает нас в ближайшие десятилетия, — говорит ученый. — Наиболее близкий к нам по времени называется в научных кругах Маундеровским минимумом солнечной активности (по имени ученого Уолтера Маундера – Ред.). Этот минимум располагался в промежутке между 1645 и 1715 годами и продолжался порядка 70 лет. Глобальная температура на нашей планете тогда упала примерно на полградуса, а это очень серьезно».
Время Маундеровского минимума иногда называют малым ледниковым периодом. О его последствиях мы можем судить по картинам мастеров северного Возрождения, которые изображали замерзшие каналы в Голландии. Темза тоже замерзла, и на ее льду устраивали ярмарки. А в Гренландии вследствие наступления ледников люди были вынуждены покинуть часть поселений.
Еще один серьезный минимум активности Солнца известен как Шпееровский, он наблюдался с 1450 по 1550 годы. В те времена замерзало даже Черное море. Не баловала погода наших предков и в более отдаленные времена. Так, надпись на камне, оставленной в Тамани русским князем Глебом в 1068 году, гласит: «Мерил море по льду от Тмутороканя до Корчева». То есть, князь прошел по льду всего пролива до современной Керчи. Значит, зима в тот год была очень холодной, а толщина льда — достаточной, чтобы выдержать целый отряд воинов.
Наука не в состоянии прогнозировать долгосрочные изменения климата – слишком много неизвестных в климатическом «уравнении». Да и с известными составляющими все очень непросто. Действие тех же солнечных циклов может налагаться друг на друга, еще больше усложняя картину. Так, самый большой из отслеженных циклов имеет период около 2, 4 тысячи лет. А есть еще 11-летние, 200-летние, 60-летние циклы, есть двухгодичные сельскохозяйственные циклы, и т д. и т. п.
Климат менялся в прошлом, он будет меняться и в будущем. Не стоит считать, что в наше время с погодой происходит нечто из ряда вон выходящее, то, что никогда еще не происходило. Нет ничего нового под солнцем. Все в природе идет своим чередом, по своим законам. А человечество, несмотря на все свои технические достижения, не в состоянии управлять климатической машиной. Поэтому нам остается принять изменения и постараться быть готовыми к ним. А еще утешать себя тем, что у природы нет плохой погоды.