Всё выше и выше…
Все помнят канитель с билетами, когда переведенная из гривен и округлённая до
5 рублей цена троллейбусного талончика заботами прокуратуры превратилась в 4,25 рубля. Покупать одноразовые проездные билеты приходилось только пачками. Наверное, поэтому повышение стоимости проезда до ровной суммы в 7 рублей в начале 2015 люди восприняли вполне благосклонно.
Кстати, по итогам первого полугодия себестоимость перевозки пассажиров пересчитали до 9,88 рублей, однако тогда Совмин РК принял решение не поднимать тариф для населения, а самостоятельно гасить разницу в тарифе из бюджета. Но, как говорится, «лафа» закончилась, с первых дней 2016-го платить по новым ценам крымчанам придется самостоятельно. Так, стоимость билетов в городских троллейбусах поднимется с 7 до 10 рублей, с 14 до 20 рублей вырастет цена в пригородном транспорте. Произойдут изменения и в тарификации междугороднего сообщения: расценки за километр вырастут на 20 копеек, то есть в среднем цена билета повысится на 8-10 рублей. Например, если раньше билет в Алушту стоил 55 рублей, то теперь придется отдать 65 рублей.
Основной причиной повышения цены билета в «Крымтроллейбусе» называют резкое снижение пассажиропотока. По сравнению с 2014 годом, когда троллейбусы перевезли почти миллиард пассажиров, в 2015 эта цифра снизилась на 54%, превратившись в смешные 34,5 миллиона человек, из которых почти 70% — льготники да «зайцы». Вот и получается, что большую часть прибыли предприятие получало и будет получать из бюджета (считай, из кармана налогоплательщиков).
«Крымтроллейбусу» разницы нет — сам пенсионер билет купит или его проезд оплатят за счёт бюджета, прибыль всё равно будет. Здесь другая забота – обновление передвижного состава, ведь на линии еще катаются троллейбусы 1969 года выпуска.
«Мы будем брать в лизинг 100 новых троллейбусов», — поделился планами на будущее первый заместитель гендиректора Александр ШВЕЙКУС. — На сегодня передвижного состава — а это 236 машин, с учетом перспектив развития, может не хватить, поэтому будут списаны только 10-20 троллейбусов, находящихся в наиболее худшем состоянии».
В поисках денег
2015 год стал для «Крымтроллейбуса» годом перемен. В феврале предприятие подняло в два раза цену на месячные проездные билеты, устранив при этом проездные для студентов, что вызвало возмущение среди учащейся молодежи. В марте из-за значительных задержек зарплат взбунтовались водители.
После этого «Крымтроллейбус» пережил смену гендиректора. Дважды. Сразу после забастовки Валерия ЗАИКИНА сменил бывший сотрудник спецподразделения «Беркут» Сергей ЕРНЕВ, но уже через 7 месяцев уволили и его, причем с формулировкой «не справился». Правда, о каком результате может идти речь за такой короткий срок, неясно. С середины сентября исполняющим обязанности гендиректора стал действующий первый заместитель «Крыматотранса» Владимир МОРДАСОВ. Непонятно только, как он будет совмещать развитие двух, в принципе, конкурирующих предприятий. И чьи интересы встанут у него на первом месте.
Любопытно, что на совещание в Госкомитете по ценам и тарифам РК озвучили поднятие зарплат для сотрудников до 22 тысяч рублей, однако сами работники в социальных сетях бьют в набат. Якобы новое начальство хочет лишить сотрудников надбавок по классности и разрядности, установленных предыдущим.
Комментарий
Ольга ИГОШИНА, руководитель Государственного комитета по тарифам и ценам Крыма:
— При Украине, да и во время переходного периода, для электрифицированного городского транспорта была установлена стоимость электроэнергии на уровне тарифов для населения. Но в России такого понятия нет, и к концу переходного периода, а это — 2017 год, мы должны прийти к нормам российского законодательства. Для «Крымтроллейбуса» в таком случае стоимость электроэнергии вырастет раза в три, а значит, и население ждут глобальные повышения.
Что касается повышения стоимости проезда в маршрутках, то, по крайней мере, на первое полугодие 2016 года цена останется прежней – 12 рублей. Дело в том, что ни один из городских перевозчиков не подал заявление на пересмотр тарифа.