Примерное время чтения: 6 минут
4936

Наценка за «вид на сад». Почему туристам нельзя покупать фрукты вдоль трасс

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 31. АиФ-Крым № 31 03/08/2016
Отличить перекупщика от настоящего производителя можно по завышенным ценам.
Отличить перекупщика от настоящего производителя можно по завышенным ценам. pixabay.com

Отметим, речь идёт не о рынках, где как раз цены на фрукты упали (персики, например, в Симферополе можно найти по 50 рублей за кило, а на «оптовике» ещё дешевле), а о точках вдоль дорог.  

Едешь по трассе и видишь расставленные на фоне садов ящики — создаётся впечатление, что фрукты только-только собрали. Иногда так и есть, но чаще приезжим втридорога «впаривают» свой товар обычные перекупщики, поднявшие цену за… вид на сад. 

сад
Иногда сады выполняют функцию декорации. Фото: pixabay.com

У кого есть миллион?

Уже много лет фермер из Бахчисарая Андрей Богомолов занимается выращиванием овощей и фруктов. Но кроме выращивания он самостоятельно реализует свой товар. «Моё фермерское хозяйство зарегистрировано, я отчитываюсь в налоговой, — объясняет он. — Я предоставляю эти документы в администрацию города, мне выдают разрешение на торговлю на рынке бесплатно, так как я — производитель. Рядом сидят перекупщики, но конкурировать со мной они не могут. Их полно не только на рынках». 

По словам фермера, часто таких дельцов можно встретить по дороге в Бахчисарай. Располагаются на фоне сада — как будто собственноручно вырастили, а теперь продают свои фрукты. Отличить перекупщика от настоящего производителя можно по завышенным ценам. Спекулянт за счет повышения цены желает решит проблему с порчей товара, другими рисками, дешевле ему продавать нет смысла.

Впрочем, для многих фермеров и владельцев садов на приусадебных участках контакт с перекупщиками неизбежен: не всегда есть время для реализации товара, возможность отвезти его. А уж хранение — «головная боль» многих: нежные фрукты желательно держать в промышленных холодильниках, а они не каждому по карману. В итоге цена для покупателя из-за перекупщиков может вырастать до двух раз.

Сельхозпроизводителю дорого обойдется реализация своего товара через супермаркеты. Фото: АиФ/ Светлана Борисова

«Чтобы «зайти» в крупный сетевой гипермаркет, сельхозпроизводителю нужно заплатить порядка миллиона рублей, — объясняет сложности работы фермера заместитель министра сельского хозяйства Крыма Андрей Рюмшин. — Кто себе сможет позволить это? Сейчас цена на овощи немного пошла вверх, возможно, это связанно с дождями и, как следствие, болезнями. А может, со спадом производства. У крупных производителей уже прошел пик сбора, а частный сектор не может покрыть потребность».

Кроме того, в Крыму многие производственные позиции утрачены. Свои персики есть, но раньше их производили гораздо больше бахчисарайские и севастопольские сады. Многие посадки фруктовых деревьев были выкорчеваны из-за невыгодности. Теперь нужно их восстанавливать. Абрикосы дают полный урожай примерно раз в пять лет, в остальные годы часто вымерзают. Есть и проблемы с логистикой.

Другие декорации

Над системой центров, где производители могли бы реализовывать свой товар, размышляют в Министерстве сельского хозяйства Крыма. По словам Андрея Рюмшина, базы реализации должны находиться рядом с производством, поэтому в ведомстве определяют новые площади для выращивания овощной и фруктовой продукции с учётом дефицита воды. Сейчас разрабатывается программа совместно с Министерстве ЖКХ, Госкомводхозом и Министерством сельского хозяйства России, чтобы правильно осуществлять сбор этой воды и перераспределять ее. В Минсельхозе надеются, что при условии восстановления былых площадей и успешного сбора и использования воды, ситуация с ценами на овощи и фрукты выровняется.Но сами производители говорят, что себестоимость их товара растет не только из-за проблем с перекупщиками, логистикой и водой.

«Себестоимость помидора в прошлом году составляла 30-40 рублей, сейчас — почти 80 рублей, — отмечает Андрей Богомолов. — Прибавим среднюю торговую наценку в 30% и получаем 100 рублей рыночной цены. А это достаточно дорого. Так же с огурцами. Но закон рынка таков: в этом году дорогие огурцы, огородники увидят упущенную прибыль и засадят в следующем году поля огурцами. Тогда цены будут падать».

Если вернуться к «плате за вид», вспомнить можно и стоящие вдоль трасс автоприцепы с ульями. А рядом с ними — правильно, баночки с мёдом. Останавливающиеся возле таких импровизированных торговых точек автотуристы уверены, что продукт — от тех самых обитателей уликов. Всем известно, что летом пчеловоды вывозят своих питомцев к полям. Иногда мёдом действительно торгуют пчеловоды, а порой улья — фон, на котором успешно «делают бизнес» те же перекупщики. Откуда мёд, какого качества — кто его знает. Особо, кстати, они не заботятся о том, что продукт портится, когда часами и сутками стоит под палящим солнцем.

Отличные «декорации» получаются и из связок знаменитого ялтинского лука. Выращивают его всего в нескольких южнобережных посёлках — благодаря особенностям почвы лук получается сладким. У многих производителей урожай скупают, что называется, на корню. Но не беда — перекупщики «затариваются» подделкой: похожими сортами (на вкус совсем иными, с обычной луковой горечью), которые выращивают в других районах Крыма. Настоящего ялтинского лука производится в самые удачные годы всего до 500 тонн, на рынках шансов отыскать его намного больше, чем у дороги.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах