Примерное время чтения: 7 минут
1864

Протеже Айвазовского. Почему забыли мариниста Эммануила Магдесяна?

Картина Эммануила Магдесяна.
Картина Эммануила Магдесяна. / предоставлены С. Пушкарёвым / АиФ-Крым

Его «Утро» осталось незаконченным. Нашли Эммануила Магдесяна в мастерской, перед мольбертом, с кистью в руках. Смерть — и торжество жизни на холсте: море, над которым поднимается солнце. Художник верил, что оставит людям самое дорогое, что у него было — возможность увидеть его глазами волшебный полуостров, заключённый в картины. Но вышло по-другому.

23 апреля 2017 года в Крыму отмечают 160-летие Эммануила Магдесяна, талантливого и незаслуженно забытого художника.

Свет, а не отражение

Эммануил Магдесян.
Эммануил Магдесян. Фото: АиФ-Крым/ предоставлены С. Пушкарёвым

Много лет спустя находились люди, называвшие Магдесяна «бледным отражением Айвазовского». Он действительно почерпнул много приёмов и многому научился у знаменитого родственника, но остался самим собой, его натурные пейзажи знатоки ценили за тонкость, реалистичность — и невидимое присутствие самого автора, искренне восхищавшегося тем или иным уголком Крыма.Поступил в Петербургскую академию художеств крымчанин с трудом. К тому времени умер отец, положение семьи казалось катастрофическим, местная армянская община поддержала талантливого юношу, собрав денег на поездку в Петербург, но за возможность посещать классы вольнослушателем надо было уплатить 25 рублей — невероятные, огромные для Магдесяна деньги. Возможно, учёба осталась бы мечтой, если бы не ректор академии, просмотревший работы, уверившийся в несомненных способностях молодого человека и давший «добро» на зачисление. Очень может быть, что свою роль сыграло и приложенное к прошению Магдесяна рекомендательное письмо Айвазовского. Кстати, Иван Константинович все четырнадцать лет учёбы поддерживал Эммануила советами, протекциями и деньгами. В академии Магдесян выбрал для учёбы пейзажный класс, каждое лето ездил в Феодосию: Айвазовский приглашал его в свою мастерскую. Насколько доверял Айвазовский своему протеже, насколько твёрдой считал руку и верным — глаз, говорит то, что Иван Константинович доверил молодому художнику сделать огромные копии нескольких своих картин. Может быть, действительно есть что-то в известной присказке о том, что для счастья одного таланта мало — надо, чтобы «звёзды сошлись»? Одна «звезда» у Эммануила Магдесяна была: двоюродный дядя, Иван Константинович Айвазовский. Это он, побывав однажды у родственников в Армянском Базаре (нынешнем Армянске) — кстати, очень бедных родственников, обратил внимание на мальчика, которого тянуло рисовать. Первые краски будущему художнику подарил великий маринист.

Интересный факт
Картина Магдесяна «Прибой», с которой он приехал на очередную весеннюю выставку в Академию художеств, была настолько эстетически совершенная, что сбила с толку петербургских ценителей живописи, и они в один голос относили её к творчеству Айвазовского. Эта картина до сих пор украшает зал № 11 второго корпуса Национальной картинной галереи имени И.Айвазовского.
Художник родом из Армянского Базара работал очень много, его пейзажи охотно покупали, принимали на передвижные выставки. И трагедией стала его внезапная смерть в 52 года. Но ещё большей — судьба того, что он создал.

Распродано, разграблено

В 1895 году художник переехал в Симферополь, открыл здесь свою мастерскую и бесплатную выставку. Жизнь его уже можно было назвать благополучной, пришла известность. В 1900 году, после смерти Айвазовского, журнал «Нива» назвал Эммануила Магдесяна «талантливейшим последователем» великого художника.

Последняя выставка картин Магдесяна состоялась после его смерти, в 1908 году: друзьям удалось собрать работы из частных коллекций, вместе с картинами, оставшимися в мастерской, они составили внушительную экспозицию. По воспоминаниям одних современников, работ набралось больше сотни, другие писали о десятках картинах и множестве этюдов.

Картина Эммануила Магдесяна.
Картина Эммануила Магдесяна. Фото: АиФ-Крым/ предоставлены С. Пушкарёвым
 

Вдова Магдесяна доставшееся ей собрание картин частично распродала, хотя в деньгах особо не нуждалась. Умерла она во время Гражданской войны, в то смутное время дом, где она жила, остался без присмотра. В мастерской ещё оставались этюды, наброски — все они сгинули. Может быть, «картинки» растащили заглядывавшие в дом люди, может, они сгорели в «буржуйках» в одну их суровых зим.

Десять картин Эммануила Магдесяна хранились в доме его брата, в Арямянском базаре, но неподалёку от городка развернулись ожесточённые боевые действия. Спасаясь от обстрелов, брат художника переехал с семьёй в Симферополь. А когда вернулся, картин уже не было…

И всё-таки собрание картин, пусть и скромное, удалось восстановить. С самых первых месяцев существования советского Крыма, картины Магдесяна, как и работы других известных художников, были на учет и переданы Центральному музею Тавриды. А в 1927 году в Симферополе открылась картинная галерея, куда передали эти полотна.

Как человек Э. Я. Магдесян был типичным представителем тех художников, у которых мягкость характера и доброта берут верх над всеми другими качествами. Его любили.

Картина Эммануила Магдесяна.
Картина Эммануила Магдесяна. Фото: АиФ-Крым/ предоставлены С. Пушкарёвым
 

Самый страшный удар по крымским музеям нанесла Великая Отечественная война. И трудно даже сказать, каких сокровищ больше погибло — расхищенных оккупантами, или разбомленных, сгоревших, пропавших во время эвакуации. Трудно сказать, узнаем ли мы когда-нибудь достоверную историю о судьбе картин из Симферопольской галереи. По официальной версии, вся она погибла на одном из складов Армавира во время воздушного налёта, её просто не успели переместить в безопасное место. Хотя ходили слухи, что после войны неоднократно «всплывали» картины из этого собрания. Считается, что работы Эммануила Мадесяна тоже погибли при эвакуации.

Всего несколько картин Магдесяна в пятидесятые-семидесятые годы удалось отыскать, все они — в музеях. Малая часть того, что оставил художник. И его самого забыли надолго. Могила и примечательный памятник из чёрного мрамора на Армянском кладбище в Симферополе утрачены — трудно уже сказать, в предвоенные годы, или во время войны. Оставшиеся картины — вот его памятник, вот сама память о нём.

Искусствовед, генеральный директор организации «Крымские межмузейные коммуникации» Сергей Пушкарёв:
— В художественной жизни провинциального Симферополя рубежа XIX - XX веков творчество Эммануила Магдесяна было заметным, неординарным явлением. Попытка художника распространить опыт Айвазовского – создать в Симферополе свою картинную галерею характеризует Эммануила Яковлевича как «художника-просветителя». Он так и не был до конца открыт для искусствоведов и публики. Его некоторые работы высоко оценивал Илья Репин. Но материалов, которые бы полно раскрывали творческие замыслы художника практически нет ни в архивах, ни в крымских библиотеках. Какой-то рок висел над художником.

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах