Как же мы презрительно фыркаем, находя в мемуарах путешественниц по Крыму сетования по поводу «утомительности морских купаний»! Эх, нам бы на тот морской берег, не замусоренный сигаретными «бычками» и полиэтиленовыми пакетами. Однако сто лет назад дамам на пляжах действительно приходилось нелегко.
Девушки отдельно
Во-первых, далеко не везде на крымских берегах женщинам можно было купаться. Даже счастливицы, живущие на собственных дачах, выходящих прямо к морю, непременно обзаводились если не изящным павильоном, то хотя бы деревянной будочкой с мостками и лесенкой — купальней. Там можно было переодеться и сойти в воду, избегая нескромных взглядов.
Пляжный этикет сто лет тому назад предусматривал отдельные места для купания мужчин и женщин. В путеводителях того времени наряду с достопримечательностями и гостиницами, скрупулезно перечисляются и имеющиеся в той или иной местности купальни. Например, вот так: «За холмом с мачтой открывается краса Южного берега «Дюльбер» — белый в мавританском стиле дворец Вел. Кн. Петра Николаевича. Серое о 3 окнах здание у моря — купальни кн. Юсупова, гр. Сумарокова-Эльстон». «Открывается вид на знаменитый Воронцовский дворец с альгамброй. Внизу у моря – белое здание с колоннами: купальни «Морской павильон».
На заграничных курортах применялись передвижные купальни: лошадь впрягалась в деревянную будку, заходила, погоняемая кучером, в воду, и поклонники морских ванн окунались в волны.
Но в Крыму только в нескольких местах, например, в Евпатории какое-то время предлагали услуги такого рода, на популярном Южном берегу они не прижились из-за галечных и каменистых пляжей.Во-вторых, предприимчивые крымские дельцы довольно быстро сообразили, что благоустройство берега, точнее, тех мест, куда стремились курортники — предприятие выгодное. Плата за посещение купален была разная, от 5 до 12-25 копеек, по тем временам деньги довольно приличные, особенно если учесть, что их отдавать нужно было за каждое купание. Дети купались с мамами, для них с 10 лет купальный костюм был обязателен.
Указатель Волошина
Тёмным июльским вечером 1914 года случайный наблюдатель мог увидеть возле указательного столба на коктебельском пляже фигуру человека. Утром курортники с недоумением разглядывали видоизменившийся указатель: надписи на нём были замазаны.
Полиция нашла таинственного незнакомца, чтобы привлечь к ответственности за порчу казённого имущества. Его звали Максимилиан Волошин.
Нужно сказать, что курортная публика, скандализированная слухами о том, что поэт и его гости порой купаются в море без самого необходимого атрибута — купального костюма, покушением на указатель (а ещё более на то, что поэт назвал его неприличным), возмущалась чрезвычайно. Полицейским Волошин дал объяснение. Вот как цитировала его газета «Утро»: «Против моей дачи на берегу моря, действительно, был самовольно поставлен обществом курортного благоустройства, во время моего отсутствия, столб с надписью «для мужчин» и «для женщин».
Пляжный дресс-код
«Самовольно» потому, что приморская полоса принадлежит не обществу… Распоряжения общества, членом которого я не имею чести состоять, не могут распространяться на ту часть берега, которая находится в сфере пользования моей дачи. Не трогая самого столба, я счел необходимым замазать неприличную надпись, так как, я думаю, вам известно, что данная формула имеет определенное и недвусмысленное значение и пишется только на известных местах».
Нравственность дам иногда подвергалась суровому испытанию. Директор Центрального музея Тавриды Андрей Мальгин в своей книге «Крымская Ривьера» пишет: «Купающиеся рисковали привлечь нездоровое внимание местных жителей. Так, например, в Алуште наблюдать за полуобнаженными дамами собирались целые группы мужчин-татар, смущенные купальщицы иногда по полчаса вынуждены были проводить в воде. Одна из дам жаловалась, что в ялтинской бесплатной купальне местные подростки проплывают в женское отделение, бросают палки, ныряют в группы купающихся женщин, хватают за ноги».
Интересно, что мужчины нередко позволяли себе наплевать на приличия. В июле 1913 года «Крымский курортный листок» констатировал: «Следует отметить простоту обычаев, существующую на местном пляже. Большинство мужчин купается и принимает солнечные ванны совершенно без костюмов. Это смущает дам, которым невольно приходится смотреть на подобное зрелище».
Представительницы прекрасного пола, кстати, хоть и намного реже, тоже позволяли себе «пляжные выходки», появляясь на публике, как бы тогда сказали, «а-ля натюрель». Так, в августе 1912 года гуляющая в ялтинском Александровском сквере публика имела счастье лицезреть нескольких дам, выходящих из купален Саглык-Су в нарядах Евы. Причём, к возмущению особо строгих блюстителей нравов, вели эти «наяды» себя не просто раскованно, но даже вызывающе, будто позируя перед зрителями.
Пляжный дресс-код начала ХХ века предусматривал, как минимум, длинную, по щиколотку, рубашку из плотной ткани для женщин «простого звания».
Дамам более благородного сословия полагалась полная амуниция: халаты ниже колена, панталоны, на голове — специальная шляпка для морских купаний, либо чепчик, на ногах — тапочки из войлока или соломы. Вся эта красота обильно украшалась оборочками, рюшами, аппликациями морской тематики. В воде счастливая владелица такого купального костюма напоминала небольшой дирижабль: плотная ткань, намокая, удерживала воздух, сковывая движения. Какое уж тут удовольствие от купания. Но женщины полагали, что их наряды и так достаточно легки и открыты, ведь каких-то полвека назад дамы вынуждены были плескаться в длинных платьях из шерстяной материи и в корсетах!
Купальник, который бы сегодня назвали «унисекс», появился в начале ХХ века. Женщины «на ура» приняли модную новинку: нечто среднее между трико и комбинезоном, очень похожее на традиционные купальные костюмы для мужчин. И цвета такие же — красные, синие, зеленые полоски. Блюстители нравственности наряд этот называли аморальным: костюм уже был не свободным, еще короче и не скрывал очертания женской фигуры. Все больше женщин отказывались плавать в обуви, предпочитая оставлять ее на берегу. Правда, совсем скоро и такие костюмы объявили устаревшими.
Совершенствоваться купальники продолжали за границей, а в Крыму после 1917 года было не до модных веяний. Вот цитата из книги Николая Раевского «Повесть крымских дней», где он вспоминает «белый» Севастополь во время Гражданской войны: «В черте города - строгости. Женщинам полагается купаться не иначе, как в костюмах. Полиция следит. Учкуевка - бесхозяйная... До обеда - ничего особенного. Купаются больше «настоящие» дамы. Скучные длинные рубашки из плотной материи. Мужчины без костюмов, но в приличном отдалении. Ближе к вечеру, когда у военных нет занятий, съезжаются из Севастополя «ненастоящие». Весело и уверенно раздеваются, где придется. Деловито свивают чулки. Купальные костюмы - произвольного образца. От заграничных цветных трико с вышитыми кошками и птицами до полотенца вокруг бедер. На некоторых - совсем ничего».
20-е годы в СССР вовсю пропагандировали здоровый образ жизни и спорт. Это не могло не сказаться на купальных костюмах, они снова эволюционировали, попутно отмерли некоторые их «тупиковые ветви» вроде коротеньких сарафанов на лямках, к которым были пришиты штанишки, и плотных комбинезонов на лямках, которые нужно было носить со спортивными шароварами.
Правила комментирования
Эти несложные правила помогут Вам получать удовольствие от общения на нашем сайте!
Для того, чтобы посещение нашего сайта и впредь оставалось для Вас приятным, просим неукоснительно соблюдать правила для комментариев:
Сообщение не должно содержать более 2500 знаков (с пробелами)
Языком общения на сайте АиФ является русский язык. В обсуждении Вы можете использовать другие языки, только если уверены, что читатели смогут Вас правильно понять.
В комментариях запрещаются выражения, содержащие ненормативную лексику, унижающие человеческое достоинство, разжигающие межнациональную рознь.
Запрещаются спам, а также реклама любых товаров и услуг, иных ресурсов, СМИ или событий, не относящихся к контексту обсуждения статьи.
Не приветствуются сообщения, не относящиеся к содержанию статьи или к контексту обсуждения.
Давайте будем уважать друг друга и сайт, на который Вы и другие читатели приходят пообщаться и высказать свои мысли. Администрация сайта оставляет за собой право удалять комментарии или часть комментариев, если они не соответствуют данным требованиям.
Редакция оставляет за собой право публикации отдельных комментариев в бумажной версии издания или в виде отдельной статьи на сайте www.aif.ru.
Если у Вас есть вопрос или предложение, отправьте сообщение для администрации сайта.
Закрыть