aif.ru counter
23.04.2017 10:10
791

Протеже Айвазовского. Почему забыли мариниста Эммануила Магдесяна?

Картина Эммануила Магдесяна.
Картина Эммануила Магдесяна. © / предоставлены С. Пушкарёвым / АиФ-Крым

Его «Утро» осталось незаконченным. Нашли Эммануила Магдесяна в мастерской, перед мольбертом, с кистью в руках. Смерть — и торжество жизни на холсте: море, над которым поднимается солнце. Художник верил, что оставит людям самое дорогое, что у него было — возможность увидеть его глазами волшебный полуостров, заключённый в картины. Но вышло по-другому.

23 апреля 2017 года в Крыму отмечают 160-летие Эммануила Магдесяна, талантливого и незаслуженно забытого художника.

Свет, а не отражение

Эммануил Магдесян.
Эммануил Магдесян. Фото: АиФ-Крым/ предоставлены С. Пушкарёвым

Много лет спустя находились люди, называвшие Магдесяна «бледным отражением Айвазовского». Он действительно почерпнул много приёмов и многому научился у знаменитого родственника, но остался самим собой, его натурные пейзажи знатоки ценили за тонкость, реалистичность — и невидимое присутствие самого автора, искренне восхищавшегося тем или иным уголком Крыма.Поступил в Петербургскую академию художеств крымчанин с трудом. К тому времени умер отец, положение семьи казалось катастрофическим, местная армянская община поддержала талантливого юношу, собрав денег на поездку в Петербург, но за возможность посещать классы вольнослушателем надо было уплатить 25 рублей — невероятные, огромные для Магдесяна деньги. Возможно, учёба осталась бы мечтой, если бы не ректор академии, просмотревший работы, уверившийся в несомненных способностях молодого человека и давший «добро» на зачисление. Очень может быть, что свою роль сыграло и приложенное к прошению Магдесяна рекомендательное письмо Айвазовского. Кстати, Иван Константинович все четырнадцать лет учёбы поддерживал Эммануила советами, протекциями и деньгами. В академии Магдесян выбрал для учёбы пейзажный класс, каждое лето ездил в Феодосию: Айвазовский приглашал его в свою мастерскую. Насколько доверял Айвазовский своему протеже, насколько твёрдой считал руку и верным — глаз, говорит то, что Иван Константинович доверил молодому художнику сделать огромные копии нескольких своих картин. Может быть, действительно есть что-то в известной присказке о том, что для счастья одного таланта мало — надо, чтобы «звёзды сошлись»? Одна «звезда» у Эммануила Магдесяна была: двоюродный дядя, Иван Константинович Айвазовский. Это он, побывав однажды у родственников в Армянском Базаре (нынешнем Армянске) — кстати, очень бедных родственников, обратил внимание на мальчика, которого тянуло рисовать. Первые краски будущему художнику подарил великий маринист.

Художник родом из Армянского Базара работал очень много, его пейзажи охотно покупали, принимали на передвижные выставки. И трагедией стала его внезапная смерть в 52 года. Но ещё большей — судьба того, что он создал.

Распродано, разграблено

В 1895 году художник переехал в Симферополь, открыл здесь свою мастерскую и бесплатную выставку. Жизнь его уже можно было назвать благополучной, пришла известность. В 1900 году, после смерти Айвазовского, журнал «Нива» назвал Эммануила Магдесяна «талантливейшим последователем» великого художника.

Последняя выставка картин Магдесяна состоялась после его смерти, в 1908 году: друзьям удалось собрать работы из частных коллекций, вместе с картинами, оставшимися в мастерской, они составили внушительную экспозицию. По воспоминаниям одних современников, работ набралось больше сотни, другие писали о десятках картинах и множестве этюдов.

Картина Эммануила Магдесяна.
Картина Эммануила Магдесяна. Фото: АиФ-Крым/ предоставлены С. Пушкарёвым
 

Вдова Магдесяна доставшееся ей собрание картин частично распродала, хотя в деньгах особо не нуждалась. Умерла она во время Гражданской войны, в то смутное время дом, где она жила, остался без присмотра. В мастерской ещё оставались этюды, наброски — все они сгинули. Может быть, «картинки» растащили заглядывавшие в дом люди, может, они сгорели в «буржуйках» в одну их суровых зим.

Десять картин Эммануила Магдесяна хранились в доме его брата, в Арямянском базаре, но неподалёку от городка развернулись ожесточённые боевые действия. Спасаясь от обстрелов, брат художника переехал с семьёй в Симферополь. А когда вернулся, картин уже не было…

И всё-таки собрание картин, пусть и скромное, удалось восстановить. С самых первых месяцев существования советского Крыма, картины Магдесяна, как и работы других известных художников, были на учет и переданы Центральному музею Тавриды. А в 1927 году в Симферополе открылась картинная галерея, куда передали эти полотна.

Как человек Э. Я. Магдесян был типичным представителем тех художников, у которых мягкость характера и доброта берут верх над всеми другими качествами. Его любили.

Картина Эммануила Магдесяна.
Картина Эммануила Магдесяна. Фото: АиФ-Крым/ предоставлены С. Пушкарёвым
 

Самый страшный удар по крымским музеям нанесла Великая Отечественная война. И трудно даже сказать, каких сокровищ больше погибло — расхищенных оккупантами, или разбомленных, сгоревших, пропавших во время эвакуации. Трудно сказать, узнаем ли мы когда-нибудь достоверную историю о судьбе картин из Симферопольской галереи. По официальной версии, вся она погибла на одном из складов Армавира во время воздушного налёта, её просто не успели переместить в безопасное место. Хотя ходили слухи, что после войны неоднократно «всплывали» картины из этого собрания. Считается, что работы Эммануила Мадесяна тоже погибли при эвакуации.

Всего несколько картин Магдесяна в пятидесятые-семидесятые годы удалось отыскать, все они — в музеях. Малая часть того, что оставил художник. И его самого забыли надолго. Могила и примечательный памятник из чёрного мрамора на Армянском кладбище в Симферополе утрачены — трудно уже сказать, в предвоенные годы, или во время войны. Оставшиеся картины — вот его памятник, вот сама память о нём.

Искусствовед, генеральный директор организации «Крымские межмузейные коммуникации» Сергей Пушкарёв:
— В художественной жизни провинциального Симферополя рубежа XIX - XX веков творчество Эммануила Магдесяна было заметным, неординарным явлением. Попытка художника распространить опыт Айвазовского – создать в Симферополе свою картинную галерею характеризует Эммануила Яковлевича как «художника-просветителя». Он так и не был до конца открыт для искусствоведов и публики. Его некоторые работы высоко оценивал Илья Репин. Но материалов, которые бы полно раскрывали творческие замыслы художника практически нет ни в архивах, ни в крымских библиотеках. Какой-то рок висел над художником.

Смотрите также:

Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно


Загрузка...

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах
Роскачество