Феодосия отмечает юбилей человека, имя которого навсегда связано с городом — 200 лет со дня рождения великого мариниста Ивана Айвазовского. На днях в городе открыли памятный знак, посвящённый знаменитому художнику: ещё одна благодарность от потомков.
Все награды не поместились на сюртуке
Знаете ли вы, что Айвазовский был самым «орденоносным» художником Российской империи? К нему — что нечасто случается - признание, почести и слава пришли при жизни. Часть наград известного мариниста можно увидеть в Феодосийской картинной галерее имени Айвазовского.
«Божию милостью Мы, Александр III, Император и Самодержец Всероссийский, Царь Польский, Великий Князь Финляндский… Тайному советнику Ивану Айвазовскому… Во внимание к ревностной службе Вашей и заботам о процветании Феодосии, коим Вы посвятили себя одновременно со стяжанием Вам всемирной известности художественных трудов Ваших… пожаловали Мы Вас кавалером Императорского и Царского ордена нашего Белого Орла…»
До наших дней дошел один из парадных портретов Ивана Константиновича, с наградами. Конечно, Айвазовский все ордена не надел, они просто не поместились бы на сюртуке — ведь он имел все высшие награды России, того же «Белого Орла», «Александра Невского», не говоря уже о «Владимирах» и «Аннах». Орден св. Александра Невского, серебряная звезда с вензелем и надписью «За труды и Отечество», как бы символизирует всю жизнь Айвазовского. И трудам он отдавался самозабвенно — по его собственному утверждению, создал за свою жизнь шесть тысяч картин; и отечеству на благо служил — стоит вспомнить его картины, воспевающие русский флот.
Первым из иностранных художников Айвазовский был награжден орденом Почетного легиона — такое сильное впечатление произвела на французов его выставка в Лувре. Картину «Хаос» — одну из двух, написанных Айвазовским в нетипичном для него мистическом жанре, приобрел Ватикан, а папа Григорий XVI наградил художника золотой медалью. Перечислять все награды Ивана Константиновича — дело долгое. Хотя были и такие, о которых он вспоминать не любил. В 1857 году Айвазовский побывал в Константинополе, и подарил одну из своих картин соотечественнику. А тот, в свою очередь, преподнес ее султану, ценившему живопись. Турецкий владыка до того впечатлился полотном, что в Феодосию отослал заказ: несколько видов Босфора работы Айвазовского. Сорок работ написал художник для султана, и, между прочим, мирный договор между Турцией и Россией по окончании русско-турецкой войны подписывался в зале, украшенном картинами Айвазовского. Высшая турецкая награда — Орден Османа — была пожалована живописцу. А через несколько десятков лет он выбросил ее вместе с другими турецкими наградами в море — после чудовищной резни армян, устроенной в Турции новым ее правителем. О том, как он поступил с наградами, Айвазовский даже счел необходимым уведомить турецкого консула, добавив, что султан может точно так же поступить с его картинами.
В музее хранят так называемые «адреса» — художественно выполненные и украшенные серебром папки, которые преподносили к юбилеям и торжественным датам. Есть тут и личные вещи Айвазовского — изящный походный альбом, который Айвазовский носил с собой, крошечная, с почтовую марку, миниатюра с морским видом: это… брошка. Иван Константинович такими безделушками собственной работы одаривал друзей и знакомых.
Добрый гений Феодосии
Была у Ивана Константиновича такая черта: он легко увлекался, легко переходил от слов к делу и обычно добивался успеха. Вот пример: в 1853-1856 годах Айвазовский увлёкся археологией. И по-своему решил принять участие в учёной дискуссии историков о том, где именно находилась античная Феодосия. Он-то был уверен, что большей частью — на территории существующего города. И, собственно, зачем дискутировать — копать надо! Со свойственной ему энергией, Айвазовский получил средства из казны и приступил к раскопкам курганов в окрестностях города.
Вот как сообщал о первых результатах хранитель Музея древностей Евгений Францевич де Вильнёв: «Вскрыто 22 кургана... В большинстве из них найдены лишь разбитые амфоры, пепел, уголь и жженые кости. В четырех курганах обнаружены следующие предметы: золотые ожерелья, серьги, женская головка, цепочка со сфинксом, сфинкс с женской головой, головка быка, пластины; серебряные браслеты; глиняные статуэтки, медальоны, сосуды и саркофаг; серебряная и бронзовая монеты». Но затем в одном из курганов, на самой южной возвышенной точке мыса Ильи, вскрыли женское погребение. Украшения красноречиво свидетельствовали о том, что женщина принадлежала к «сливкам общества»: они были не просто золотыми, но и искусно изготовленными. Именно они и попали в Эрмитаж.
При жизни великого мариниста ни одно значимое событие для города не проходило без его участия. Сюда, в Феодосию, летом съезжались начинающие художники из разных уголков России. Постройка концертного зала, библиотеки, новое здание для Феодосийского музея древностей — это всё, как бы сказали сегодня, его проекты. А как он ратовал за постройку железнодорожной линии от Джанкоя до Феодосии! Она появилась в 1892 году.
В Крыму вода всегда была в дефиците, а Восточный Крым регулярно страдал от засухи. В 1887 году Айвазовский обратился к городской думе с предложением: «Не будучи в силах далее оставаться свидетелем страшного бедствия, которое из года в год испытывает от безводья население родного города, я дарю ему в вечную собственность 50 тыс. ведер в сутки чистой воды из принадлежащего мне Субашского источника». В том же году были начаты работы по прокладке водовода — и через несколько лет в городе появился фонтан с питьевой водой в восточном стиле.
Феодосийцы Айвазовского вспоминают не просто как великого художника, человека необычайного таланта и трудоспособности. Для них он был добрым гением родного города.