Примерное время чтения: 5 минут
1667

Тайна красной звезды. Крымским караимам вернули храм спустя 87 лет

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 51. АиФ-Крым №51 19/12/2014
Глеб Задворнов / АиФ-Крым

Большой караимский храм стоит в Симферополе без малого 120 лет. Сейчас его опоясывают металлические сетки, чтобы «ловить» пласты падающей штукатурки, поблекла краска, требуют внимания затейливая резьба и другие элементы декора. Но само здание построено основательно, фундамент крепкий. Храм еще послужит караимской общине, которой его вернули  лишь этим летом.

Меценаты и советы

Кенассá — караимский храм. Народа маленького и невероятно стойкого в том, что касается сохранения своего «я». Такого храма, как в Симферополе, нет больше ни в одном уголке Крыма. Более древние молитвенные сооружения, например, в пещерном городе Чуфут-Кале (Джуфт-Кале, как его называют караимы) или Евпатории, — проще и строже. А здесь – настоящее чудо, огромное, но не тяжеловесное, изящное и величественное.

Справка
Крымские караимы — тюркский народ, исповедующий караимизм. Эта религия признает только Ветхий Завет Библии. Караизм, кроме караимов, исповедуют и некоторые другие народы.

В феврале 1889 года караимы Симферополя обратились к Таврическому губернатору с письмом, в котором говорилось: «В Симферополе нет специального здания для караимского молельного дома, он помещается в частном доме. Теперь мы имеем возможность приобрести у Шишмана Абрама Осиповича участок земли площадью 160 квадратных сажень за 1500 рублей. Просим разрешение на приобретение этого участка земли». Построено здание было на средства меценатов-караимов.

По мнению архитекторов, в кенаса Симферополя соединились византийский, мавританский и готический стили. 

Декоративную стенку над венчающим здание карнизом украшает пятиконечная звезда. Изначально здесь красовалась шестиконечная звезда, с нею здание просуществовало со времени окончания постройки в 1896 году до конца 20-х. Времена тогда были… нелегкие. Волна борьбы Советской власти с религией превратилась в настоящее цунами, которое обрушивалось на храмы, оставляя пустые стены, а то и развалины. Пятиконечная звезда была установлена, когда кенаса ещё действовала. Это было предложение от общины — может быть, караимы рассчитывали на какое-то хорошее отношение со стороны власти. Пятиконечная звезда у караимов — древний почитаемый символ. Она была изображена на печати храма.

Фото: АиФ-Крым/ Глеб Задворнов

Кенаса была больше, чем культовым зданием, здесь сосредоточивалась жизнь всей общины. Во дворе стояла беседка, где проводились обряды во время праздника урожая — она не сохранилась. Находившийся во дворе мидраш — начальную караимскую школу, в советское время превратили в подсобные помещения. Не осталось следа от благотворительной столовой, жилья для священнослужителя — газзана. Куда подевались утварь и богатая библиотека после закрытия храма, неизвестно до сего времени. Скорее всего, растащили: было примерно то же, что и с остальными крымскими храмами.

В 1927-м в здание перенесли караимский клуб, а три года спустя закрыли под тем предлогом, что народ не ходит молиться. Клуб, кстати, тоже потом разогнали. А здание разгородили на клетушки и отдали под редакцию радиовещания, которая и размещалась здесь до недавнего времени. 

Радио в храме

Заходим во внутрь здания. Двери - старинные, тяжелые, когда-то сразу за ними открывалось огромное пространство помещения для молитвы. Сейчас — неширокая лестница, ведущая наверх. На лестничном пролёте второго этажа можно полюбоваться на круглое окошко с переплетом в виде цветка. Дальше — коридор с распахнутыми дверями, на которых сохранились таблички: «Дикторы. Звукорежиссеры», «Аппаратная монтажа 2», «Помещение с повышенной опасностью».

Помещение фонотеки встречает сыростью и пустыми стеллажами. Для библиотеки могут пригодиться! Сейчас трудно представить, как выглядел этот коридор, когда здесь было полно людей, царила суета. Но то самое круглое окно и обитые дермантином двери, коридор, выкрашенный голубой, но какой-то, по-казённому, унылой краской, кажутся пространствами из разных эпох.

Фото: АиФ-Крым/ Глеб Задворнов

Когда-то над молитвенным залом выступали хоры, предназначенные для женщин, — им не дозволялось молиться вместе с мужчинами. При перестройке хоры «легли» на перекрытие этажа, образовав большой зал. Он еще выглядит нарядно: стены обиты тканью с цветами и гирляндами. И, как в известной шутке, из этих «кущей» выглядывает концертный рояль. Даже два рояля. Тут же микрофон на длинном штативе — «наследство» от радиокомпании.

Можно подняться ещё выше — к третьему этажу (скорее, даже, чердаку), ведет железная лестница. Но выглядит она на редкость непрочно, стоит ли рисковать? Ничего, совсем скоро каждый уголок кенаса будет осмотрен. Ей предстоят большие перемены.

Комментарий
Александр Бабаджан, газзан (священнослужитель) Симферопольской кенаса:

«За возвращение караимской общине этого здания мы боролись почти четверть века. И не то, чтобы нам отказывали, скорее, тянули время, отделывались обещаниями. А здание всё ветшало… Только после возвращения Крыма в Россию дело не только сдвинулось с мертвой точки — в нём была поставлена точка! Теперь нам предстоит большая работа по реставрации. Восстанавливать изначальный внутренний облик здания мы не будем — для этого пришлось бы сносить переборки этажей. В кенассе, как мы планируем, будет не только помещение для молитв, но и культурный центр с экспозицией предметов караимского быта, библиотека.

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (2)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах