Со следующего года правительство РФ предлагает повысить ставки акцизов на вино с действующих 18 рублей до 31 рубля за литр, а на игристые вина — с 36 до 40 рублей. Крымские производители в шоке от подобных инициатив — рынок вина стагнирует последние несколько лет. Эксперты считают, что только-только приучающиеся пить отечественное вино россияне вновь перейдут на водку, поскольку «беленькая» дорожает ниже уровня инфляции.
Был завтрак с бонусом
С 2015 года рост цен на вина составил 30%, а на водку - всего лишь 8%. И это при том, что общая тенденция говорит об увеличении интереса к сухим и игристым винам в России, хотя всё одно, крепкого алкоголя наши соотечественники потребляют на 100 миллионов литров в год больше. При этом виноделие, в отличие от ликёро-водочной промышленности, даёт намного больше добавочной стоимости и рабочих мест, а также развивает сельское хозяйство.
Для Крыма виноделие - отрасль стратегическая: на карте России очень мало точек, где может расти виноград, а тем более расти хорошо.
«У нас есть традиции, заложенные в эпоху Российской империи и Советского союза, — отмечает эксперт в области туризма и виноделия Илья Волошин. — Есть школа виноделия, основанная на том, что вино — это продукт местности, олицетворение духа и потенциала географической точки. Не даром Воронцов спорил с Голициным о том, какой уголок Крыма больше походит для виноделия: Южный берег или Феодосийский уезд».
С вхождением Крыма в Российскую Федерацию виноделие получило толчок для своего развития. Однако новый потребитель крымской продукции мало что знал о ней. И главные винодельческие предприятия полуострова уловили тенденцию на исторический экскурс и напоминание о том, чем в советские времена занималось виноделие.
«Во времена Советского союза в крымских санаториях гостям давали сухое вино на завтрак, обед и ужин в рамках лечебной диеты, основываясь на том, что жители регионов с многовековой культурой виноделия и винопития реже страдают сердечно-сосудистыми заболеваниями и живут дольше, — говорит организатор первого крымского винного фестиваля In Vino Veritas Константин Мешков. — Поэтому я рекомендую гостям Коктебеля бокал сухого вина как профилактику от ротовирусов и проблем с поселковой канализацией».
Ждём закон
Основанный полтора века тому назад завод шампанских вин внедрил образовательную составляющую в экскурсию по предприятию, и за пять лет это дало результат. Современный экскурсант, будь он из Нижнего Новгорода или Тагила, интересуется технологией брожения и виноматериалами на уровне продвинутого пользователя.
«Мы ведем анкетирование наших гостей, чтобы иметь обратную связь и отклик на наши экскурсионные программы, — говорит начальник отдела маркетинга и экскурсионной деятельности предприятия Татьяна Павлова. — Вместе с ростом интереса к вину и виноделию идет развитие государственных форм поддержки, и мы ждём принятия закона о виноградарстве и вине. Давно пора вернуть вину статус неотъемлемой части здорового образа жизни, просто нужно знать, когда и в каком количестве его потреблять именно для здоровья».
Каждый винодельческий регион России стремится максимально использовать туристический интерес к продукту. После того, как российский турист сталкивается с винодельческой индустрией во Франции или Италии, его любознательность в отношении отечественных виноградников растёт. И предприятия Краснодарского края этим активно пользуются.
«С вхождением Крыма «игра в песочницу» в области виноделия закончилась, — уверен представитель одного из крупнейших винодельческих предприятий Краснодарского края Евгений Эргард. — Если раньше Россия сидела в углу крупных международных винных салонов, то теперь только в Санкт-Петербурге и Москве ежемесячно выпускаются по 200 сомелье. Я по своим друзьям вижу, как меняется отношение к вину, появляется осознание того, что это — полезный продукт со своей историей и культурой».
Сами виноделы удивляются интересом в северных широтах к крымскому продукту. Там, где даже коньяк считали настойкой, уже неплохо разбираются в сахаристости сортов винограда и марках вина. И учатся выискивать на этикетках буквы ЗГУ и ЗНМП: именно они говорят о том, что продукт — от виноградной кисти до бутылки - произведён в одной и той же местности.