Пустой вокзал
В пустом здании железнодорожного вокзала жутко от звенящей тишины. Возле дверей, которые ведут на перрон, замерли в ожидании три фигуры встречающих: только что прибыл поезд Киев-Севастополь, но на перрон никого не выпускают. Джанкой — приграничная зона, в вагонах сейчас проверяют документы.
В прошлом году в это же самое время по перронам шастали тетки с пирогами и рыбой, фруктами и другой снедью, предлагали пиво, сигареты и семечки. Милиция периодически гоняла несанкционированных торговцев, но они возвращались. Для многих джанкойцев это была единственная возможность заработать себе на жизнь.
Сегодня этот, перронный, сегмент торговли умер. С весны Джанкой — приграничье. Здесь, на железнодорожном вокзале, организовали пограничный пункт, ещё один — на въезде в Джанкойский район. Близость границы наложила свой отпечаток на жизнь города.
«На перрон вход только с паспортом и… билетом, — разводит руками джанкоец Сергей Кулик. — Нельзя человека встретить, проводить, посадить на поезд, помочь донести сумки. Говорят: берите носильщика. А люди жалуются, что эти носильщики дерут втридорога, а кассовый чек не дают».
Джанкойцам это, конечно, не по душе. Умирающий вокзал не нравится и депутатам райсовета. На одном из своих заседаний они даже поднимали вопрос о том, чтобы сделать пункт досмотра не в самом Джанкое, а ближе к границе, вели переговоры с пограничниками. Тщетно. Существует распоряжение правительства РФ, где Джанкой обозначен как пункт пограничного таможенного досмотра.
У парикмахера Шамиля, который живет в Столбовом, а в Джанкой приезжает на работу, на трассе была ещё и своя овощная торговая точка. В 90-е на землях Ермаковского сельсовета железнодорожникам выдавали участки, чтобы те могли хоть как-то выжить. Со временем добираться туда стало сложно: отменили поезд, воду перекрыли, и джанкойцы начали массово кто бросать, а кто-то — перепродавать свою землю. Скупали ее местные жители, в основном, крымские татары, некоторые - по 15-18 участков. Излишки, что выращивали на земле, отвозили на Южный берег или продавали на трассе. «Мы на этом жили. Теперь, считай, все потеряли, — вздыхает Шамиль. — Придется перестраиваться».
Люди с деньгами
Анастасия Николаева потеряла работу два месяца назад. Предприятие, на котором работала бухгалтером, ликвидировали. Чтобы устроиться, теперь нужен российский паспорт. «Два месяца хожу, отмечаюсь в паспортном столе. Туда просто так не попасть, живая очередь не заканчивается, — рассказывает она. — Отмечаюсь круглосуточно, иначе можно выбыть из очереди».
Сокращения грядут и в Джанкойском локомотивном депо. Предприятие уже разослало в разные компании обращения с просьбой рассмотреть возможность трудоустройства людей. Одно из них получили даже в районной газете.
Официальный уровень безработицы по Джанкойскому региону составляет 1,3%. По данным Джанкойского горрайонного центра занятости, на первое августа 2014 года на учете состояли 1325 человек, в том числе, 890 безработных, в июле, соответственно, 1294 и 869. Как обстоят дела сегодня, неизвестно. Данных за осень в территориальном отделении Фонда общеобязательного социального страхования Республики Крым на случай безработицы в Джанкое пока нет.
Сейчас город живет надеждами и привыкает к новым реалиям. Например, обилию военных на улицах. Их расселили не только в военном городке. Некоторых расквартировали по городу — незамужним девушкам и риэлторам на радость. В результате, цены на недвижимость взлетели в разы. «Однокомнатную можно было снять за 500 гривен, ещё до всех этих событий, – рассказывает местная жительница Анна Борисова. — Сейчас месячная аренда «однушки» стоит от 10 тысяч рублей и выше. Мы племяннику с трудом нашли квартиру за пять тысяч, плюс коммуналка, но без отопления».
Связь между появлением в Джанкое военных и ростом цен на жилье местные жители объясняют так: военные — люди с деньгами. Более того, съемное жилье до 14 тысяч рублей им компенсирует государство. «Но тогда все должно быть официально. Тот, кто сдает квартиру, должен ставить свою квартиру на учет, платить налоги, причем военные даже согласны платить эти налоги — им выгоднее, чтобы возместили деньги, но наши предпочитают сдавать по старинке», — говорит Анна. Не считая пенсионеров, военные здесь сегодня – самый зажиточный класс. Благодаря им выживает местная торговля.
«Да» — торговле»
На центральном рынке Джанкоя полки ломятся от товара. Проходим ряды зимней одежды, платья, обуви. Продавцы скучают.
Светлана продает верхнюю одежду, грустит у прилавка. «Настроение не очень, — признается она. — За сегодня – ни одного покупателя. Сезон заканчивается, а зимой мы не торгуем».
В соседних рядах настроения совсем другие. Любовь Щирба торгует обувью, сезоном довольна. «Покупательская способность увеличилась. В автобус товар не заложишь: джанкойцы грузят по три мешка в мой рост и все плачутся», — недоумевает она.
В Джанкое – разгар рабочего дня. На улицах – многолюдно. Пеструю толпу разбавляют люди в камуфляже. 26-летний джанкоец Артем, который по моей просьбе проводит небольшую экскурсию по городу, говорит, что на военных уже никто не реагируют. Да и весной, когда ситуация стремительно менялась, люди в форме, скорее, вызывали чувство защищенности, чем опасности. Артем называет Джанкой городом, в котором все замерло. Несколько месяцев здесь, действительно, царило затишье — никто не знал, в какую сторону качнется чаша весов. Сегодня, когда ясности больше, активно начали перестраивать, переделывать, строить и открывать новое. Строят городской Центр научно-технического творчества учащейся молодежи.
Ещё в городе открыли кинотеатр, начали реконструкцию детского сада и приступили к ремонту дорог. Впрочем, все это было в планах ещё предыдущей власти и должно было финансироваться Украиной.
Следующий пункт нашей пешеходной экскурсии — городская площадь. В феврале здесь назревал свой майдан. Город облетела весть, что представители «Правого сектора» собираются снести памятник Ленину. Тогда на защиту Ильича поднялся весь город. Сейчас от тех исторических событий не осталось и следа. На площади полным ходом идет реконструкция, которую начали ещё в августе. Осмотр достопримечательностей завершаем на мосту, который проходит над железной дорогой и соединяет две части города.
Но от вида пустых железнодорожных путей сжимается сердце. Ничего не будет уже, как прежде. Будет по-другому.