Вряд ли вы ожидаете под землёй встретить… симфонический оркестр, режиссёра во фраке и солистку в концертном платье. Но, кажется, в Крыму возможно всё: второй год подряд Крымская государственная филармония использует «Обвальный зал» Мраморной пещеры — одной из самых известных природных достопримечательностей полуострова - как концертную площадку. Музыка звучит на глубине 63 метра под землей.
Тише, ещё тише…
Концертный сезон классической музыки в Мраморной пещере, что на плато Чатыр-Дага, стартовал под тонкое мелодичное пение бокалофона. Специфика исполнения здесь такова, что слух улавливает малейшие нюансы звука. Поэтому еще во времена СССР здесь проводились концерты и даже фестивали камерной и духовой музыки.
Безупречное акустическое звучание и естественный концертный зал купольной формы год назад вдохновил художественного руководителя и главного дирижера Камерного оркестра Крымской филармонии Дениса Карлова на возрождение концертов классической музыки. Всего в сезоне 2017 года прошло четыре концерта, и их возобновления публика ждала с нетерпением. «В этом году мы начали сезон вовремя, — уверен Денис Карлов. — Май, уже тепло, потребность есть, люди хотят слышать музыку в уникальном природном концертном зале, аналогов которому просто нет нигде».
За прошлый сезон концерты в Мраморной пещере обрели своих поклонников, готовых посещать выступления круглый год. Однако природные условия не позволяют подниматься на нижнее плато Чатыр-Дага неподготовленному транспорту. Поэтому открытие сезона привязано к наступлению устойчивой теплой погоды. Но если на поверхности земли температура воздуха приблизилась к летним показателям, то в тоннеле залов и переходов Мраморной пещеры она не поднимается выше +9°С, а влажность всегда максимально приближена к 100%.
«Специальной подготовкой инструментов к таким погодным условиям мы занимались в прошлом сезоне, загодя заносили их, чтобы дать время остыть, – уточнил дирижер оркестра. – Сейчас все сделали наоборот – вообще не готовили, а спустились вместе с инструментом. И практика показала, что такой метод лучше».
Громкая музыка в пещере нежелательна, поэтому камерный оркестр задействует, в основном, струнные инструменты. Специально к началу сезона решили привлечь уникального артиста, маэстро хрустальных симфоний Тимофея Винковского. Его бокалофон уже звучал под пещерными сводами, но в сольной программе. «Это первый совместный опыт, и репетиций в пещере не было, – поделился музыкант перед концертом. – Мы выбирали программу из произведений Баха, Чайковского, Массне, чтобы добиться максимального эффекта гармоничного звучания».
Мыши как… контролёры
«Концерты в Мраморной пещере стали одной из визитных карточек Крыма, – отметила директор филармонии Олеся Костенко. – И если в прошлом году мы возрождали традицию, утерянную более 20 лет назад, то в этом утроим количество концертов, чтобы максимальное количество зрителей смогли открыть для себя идеальное звучание природного зала».
В этом сезоне площадку Мраморной пещеры посетят артисты Московской филармонии, солисты Академии молодых оперных певцов Мариинского театра, а также звёзды Крымской филармонии. Билеты будут распространяться в крупных отелях и курортных комплексах Южного берега Крыма, а также через кассы филармонии.
К открытию концертного сезона зрительный зал на 150 мест приподнялся амфитеатром для лучшего звучания. По словам директора центра спелеотуризма «Оникс-Тур» Александра Козлова, высота ступенек в «Обвальном зале» аналогична всем маршрутам по Мраморной пещере.
«Если вы двигаетесь в оборудованной пещере, где ступеньки разной высоты, то вы будете смотреть не на пещеру, а под ноги. Поэтому стандарт ступени — 18 см, когда идёте по пещере, и ноги запоминают одинаковую высоту, вы вниз перестаёте смотреть. И здесь высота 18 см, чтобы нога автоматически поднималась и опускалась», — пояснил Александр Козлов.
В планах — подсветить сцену и оборудовать ровно под куполом пещеры отдельную площадку для солистов, а, возможно, и подиум для хора. «Звукоусилительную аппаратуру мы не используем, и, в принципе, я не вижу от звучания инструмента вреда пещере, — заверил директор центра спелеотуризма. — В мире это практикуется уже 150 лет, огромные хоры поют в пещерах. Надо во всем иметь меру, а наш показатель экологической нагрузки — это колонии летучих мышей. Если бы мы нарушили мир пещеры, то мыши улетели в любую другую из сотни пустот и колодцев на плато Чатыр-Дага».