«У меня, кстати, и мел есть», — произнёс Остап Бендер, герой известного романа Ильфа и Петрова, намереваясь написать на одной из приметных скал «Киса и Ося были здесь». Великий комбинатор выводил свои надписи хотя бы легко смывающимся мелом. А вот многочисленные Васи, Тани и Серёжи, побывавшие в Крыму в разные годы, оставили на память о себе несмываемые автографы краской и маркерами. И даже ухитрились выбить их в камне. На глыбах и скалах, внутри келий пещерных городов, на руинах крепостей.
Москвичи, петербуржцы, харьковчане, киевляне, жители Донецка, Екатеринбурга — перечислить всех горе-туристов, выцарапавших свои имена на крымских достопримечательностях, просто невозможно. Как и избежать так и лезущих в кадр нахальных надписей, пытаясь запечатлеть особо красивый вид.
Мазня повсюду
Туристический вандализм возник не вчера и даже не пару десятков лет назад. Ещё Владимир Маяковский, побывав в Крыму в 1926 году, настолько впечатлился размахом вездесущих горе-художников, что увековечил их в одном из стихотворений. И советовал:
«Подписавшимся и Колям и Зинам
Собственные имена стирать бензином.
А чтоб энергия не пропадала даром,
Кстати и Ай-Петри почистить скипидаром».
Каракули «на память» приобрели массовость вместе с крымским статусом Всесоюзной здравницы. Хотя до этого знаменитые гости тоже «расписывались» на камне.
«В Крыму есть надписи Александра Пушкина: находясь в Керчи, на Пантикапее, на древних руинах он выцарапал свои инициалы. Есть у него и строчки, посвящённые этому эпизоду. Александр Грибоедов в пещере Кизил-Коба выцарапал свое имя и обозначил дату: 1825 год, — рассказывает гид Иван Коваленко. — В наши дни мы постоянно сталкиваемся на маршрутах с новыми современными автографами, причём все они — дело рук приезжих, крымчанам это делать незачем. Самое пострадавшее место, на мой взгляд — мыс Плака в районе Аю-Дага. Он просто весь изрезан надписями — это видовая площадка, и каждый там норовит расписаться. Территория граничит с двумя санаториями. Сейчас там строится огромный многоэтажный дом. Те люди, которые там живут и возводят крупные объекты, могли бы озаботится тем, чтобы зачистить надписи. Ведь туристы регулярно приезжают, и вместо красивых пейзажей смотрят на каракули».
Список испорченных надписями и рисунками объектов огромный. Страдают от этого пещерные города Тепе-Кермен, Качи-Кальон, Мангуп-Кале. На участке трассы «Ялта –Севастополь», в районе Фороса, исписана целая скала. Есть такие же надписи на вершине Южной Демерджи в районе Алушты.
Проблема это не только крымская: везде, где человек пешком прошёл по природным ландшафтам, можно встретить «наскальные рисунки». Печально, что порой повреждаются исторические и культурные памятники — настоящие рисунки живших тысячи или сотни лет назад людей.
«Обычное дело, когда какой-нибудь дурак залез в пещеру или храм, где есть слабо сохранившиеся древние рисунки, а он поверх них ляпает свои каракульки или царапает имя. Это ужасно! — возмущается Валентин Нужденко. — Такое встречается в районе Ак-Кая в Белогорске, Сары-Кая в Кировском районе, я видел хазарские рисунки, испоганенные современной мазней. Однажды был скандал: на многих скалах в районе туристических маршрутов появились надписи с номером телефона и названием предприятия. Вот до чего дошло, до попытки развесить ещё и рекламу на скалах! В итоге хозяину фирмы пришлось приносить извинения на туристических форумах перед любителями природы. И впоследствии счистить свою рекламу кислотой».
Найти человека, разрисовавшего стены древней крепости или скалу, трудно. Он оставляет минимальную информацию о себе — пойти, найди всех этих «заек», «мусиков», «пупсиков». Хотя уголовный кодекс РФ предусмотрел за вандализм довольно крупный штраф - 40 тысяч рублей. Однако в нём предусмотрено наказание только за порчу такого имущества, как здания. Существует еще одна статья, которая предусматривает трёхмиллионный штраф за уничтожение и повреждение памятника истории и культуры, природного комплекса. И само понятие «природный комплекс» довольно широкое. В законе оно уточняется: «до элементов, составляющих природный ландшафт». То есть скала вполне подходит под этот элемент. И любого человека, изрисовавшего природное каменное обнажение, можно считать нарушителем. Правда сложно приобщить покраску камня к понятию «уничтожение и повреждение», поэтому вряд ли очередного «Васю» оштрафуют на миллионы — скорее это будет штраф за вандализм.
«Нужно менять сознание»
«Естественные условия для красок не опасны — по крайней мере, в ближайшие десятилетия, а может быть и столетия они сохраняться, – разъясняет Тищенко. — Это достаточно серьезная проблема. Поэтому для очистки нужно знать, чем покрашена поверхность и подбирать необходимые средства — скажем, растворители для красок, которые помогут в деле. Известняк можно кислотой почистить. Нужна соляная кислота, её уйдет много. Но вот в чём проблема: она сейчас числится в качестве прекурсора, и её просто так не купишь».
Основатель движения «Живой Крым» Александр Кожевников считает, что нужно глобально подходить к этому вопросу: повышать сознание людей через экологические акции. Одно дело, когда турист убирает место стоянки за собой. Более высокий уровень — когда человек видит, что кто-то не убирает мусор, и делает это даже за других.
«Желательно, чтобы до акта вандализма вообще не доходило, — говорит он. — А ведь как часто у нас люди наблюдают, как кто-то рисует или мусорит, но не препятствуют этому. Детей из школ, студентов необходимо привлекать к очистке и уборке популярных мест. Следует объяснять и показывать любовь к природе на собственном примере».