Президент в кимоно, Владимир Владимирович — в тёмных очках, Путин на фоне салюта, крепости, Ласточкиного гнезда, российского флага, растёкшейся лужи, видимо, Чёрного моря…
Эту нынешнюю крымскую «красоту» сегодня с удовольствием поливают ядом украинские СМИ, ею возмущаются сами жители крымских городов, а приезжие изумляются странному и откровенно безвкусному поветрию. Огромные, стилизованные, местами больше похожие на карикатуры, граффити на фасадах домов в крымских городах вызывают больше недоумения, чем восхищения. Где грань между выражением поддержки главе страны и навязываемым подобострастием?
Десант с баллончиками
Нормальный человек от дурака, который готов, кланяясь, расшибить лоб, отличается наличием такта и чувства меры. Портрет президента в кабинете чиновника уместен и привычен, билборд с изображением главы государства во время той или иной всероссийской акции или кампании народу понятен. Человек в футболке с портретом Путина демонстрирует окружающим, что поддерживает президента, его решения, и таки имеет право выражать вот так свою позицию. Даже политическая карикатура со столь значимой фигурой наполнена смыслом и юмором.
А что означают граффити-картины, появившиеся в крымских городах? Самое забавное, что рисуют их не крымчане. Атаковать краской крымские стены решили художники из разных регионов РФ, объединившиеся в арт-группу «Катюша». За месяц с небольшим в Симферополе, Ялте, Керчи и Судаке на свет появились 22 картины с изображением Владимира Путина.
«Идея возникла спонтанно, нам захотелось сказать нашему президенту спасибо за Крым, — поясняет обилие президентских портретов на полуострове координатор проекта Екатерина Корнеева. — Мы рисуем портреты президента, чтобы еще раз подчеркнуть: то, что мы видим сегодня в Крыму, является его личной заслугой, его вкладом в мирную жизнь и счастливое будущее крымчан и россиян в целом. Мы хотим показать Путина, которого любим и уважаем».
Прекрасные слова, но почему Крым должен служить полигоном для творческих экспериментов? Спросил ли кто-то крымчан, доверяют ли они опыту и мастерству художников, поинтересовались ли граффитчики у городских архитекторов, вписываются ли портреты, большей частью похожие на чудовищные пародии, в городскую среду? И трудно представить, что апофеозом этой самой «арт-благодарности» стала картина с президентом на стене заброшенного общественного туалета. В Керчи горожане «любовались» на неё несколько дней, пока граффити не закрасили, то ли сами художники дали по рукам собрату, то ли встрепенулись городские власти.
И кто же это оплатил «патриотический порыв»? Размеры большинства граффити — около 15 кв.м., а средняя стоимость баллончика краски — 180-300 рублей. Подведя нехитрые расчеты, выясняем, что на 22 рисунка художники потратили от 30 до 40 тысяч рублей. Тяга к прекрасному и даже стремление «засветиться» в громкой арт-акции — это хорошо, но альтруизм нынче не в ходу.
К слову, сразу же после появления «президентских граффити», они стали мишенью для вандалов. Красная клякса на лбу на портрете в Симферополе, гитлеровские усики и свастика на двух граффити в Ялте, эти изображения, конечно, срочно приходится убирать. Кому? Городским властям за счёт налогоплательщиков.
Ищем крайнего?
Представьте, что группа крымских художников приехала в Москву, нашла чистую стену и решила разрисовать её самым, что ни есть, «правильным патриотическим» граффити. Скорей всего, через считанные минуты после начала работы они бы уже давали объяснения в полиции. И выплачивали штраф за вред, причинённый городскому имуществу.
А в крымских городах картина получается странная и неоднозначная: художники по закону обязаны предупредить власти о своей работе, но согласовывать с ними место не обязаны. Нескольких разукрасивших Крым граффитчиков задерживала полиция, но это вовсе не остановило их работу. Ночью наносился контур, а днем происходила основная работа.
В Судакской администрации «АиФ-Крым» заявили: отношение к граффити — очень трепетное, так как красивые рисунки помогают спрятать проблемные места. Это понятно, когда речь идёт, например, о бабочках и зайчиках на заборе школы или детской больницы, о лесном пейзаже на стене котельной или жар-птице на скучной многоэтажке. Но теперь, оказывается, в Крыму появилась у российского президента новая функция: как в мультике про Простоквашино — «от этой картины на стене очень большая польза, она дырку на обоях загораживает». В Судаке обратившимся в администрацию художникам выделили плоскости, где и появились портреты президента.
Похожая ситуация — в Керчи, где расположились семь нарисованных президентов, только там не художники проявили инициативу. «Нас попросили оказать содействие, — сообщил в телефонном разговоре начальник управления архитектуры Керчи Антон Чауцкий. — Мы проехались по таким местам, где граффити будет видно, и заброшенные плоскости были выданы для зарисовки. Вообще, это — хорошая идея, у нас теперь вместо серых замызганных стен есть патриотические виды».
В Ялте из пяти рисунков на момент публикации номера один уже был закрашен — накануне над ним поработали вандалы. Впрочем, видимо, остальные ждет та же участь: появились они без ведома администрации. «Я в согласовании мест нанесения граффити участия не принимал. У меня нет информации об этом проекте, я его не согласовывал», – заявил глава администрации Ялты Андрей Ростенко ещё в конце августа.
В Симферопольской администрации, на чьей территории расположено больше всего портретов, также утверждают, что эту «мазню» с ними не согласовывали. «То, что на улице Куйбышева, вообще, какая-то пародия. Это не изображение президента, это уродство. Если была бы наша инициатива, то мы бы провели конкурс, отобрали художника, согласовали бы сюжеты, места. А «мазня» на заборах и стенах — унижение нашего президента», — посетовал советник главы администрации Симферополя Игорь Стратилати, отметив, что в скором времени рисунки будут закрашены.
Оценивать эти рисунки в плане эстетики и техники исполнения можно долго, но в одном эксперты сходятся единогласно — дорогого и уважаемого человека так не изображают.
Итак, чья же эта идея, пока не ясно. Арт-группа настаивает на своём исключительно патриотическом порыве и чрезмерной инициативности. В Министерстве внутренней политики и информации РК от причастности к проекту открещиваются, даже посоветовали «АиФ-Крым» провести журналистское расследование, чтобы найти крайнего.
Мнение
Сергей Барковский, член Российского и Европейского союзов художников:
«Благодарность благодарностью, но перегибать не нужно. Подобные арт-сообщения ярче воспринимаются, чем надоедливая реклама, потому что видна ручная работа, но, как говорят художники, задумка хорошая, а исполнение слабое. Любое визуально воспринимаемое изменение в привычном для глаза объекте, увиденное даже мельком, вызывает яркие впечатления. И дай Бог, чтобы эти изменения были красивыми, а не страшными, потому что человек запоминает свои впечатления. То, что мы видим сейчас на городских улицах, антиреклама, даже кощунственное надругательство. Изображения главы государства нельзя так небрежно «расшвыривать». Граффити с президентом напоминают грубую политическую агитацию. В Крыму всё новое и необычное необходимо показывать и транслировать на высочайшем уровне: пускай просто, лаконично, но со вкусом. За нами сейчас весь мир наблюдает».
Андрей Никифоров, политолог:
«Власть должна проявить себя, указать какие-то дистанции, защитить образ президента от такого вот топорного образа тиражирования, ведь особенностей нашего президента, за которые мы его любим, художественные произведения, сделанные по трафарету, не передают. И для людей, которые относятся к нему хорошо, это своего рода надругательство. Другие, может быть, в этом видят необходимость выразить свои чувства. На мой взгляд, это не шедевры — ни в плане такта, ни в плане вкуса».