Примерное время чтения: 3 минуты
413

Ах, обмануть меня нетрудно? Почему мошенники охотятся за личными данными

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 48. АиФ-Крым №48 01/12/2021
Владислава Макарчук / АиФ

Трудно сказать, где мы не оставляем сегодня свои личные данные. От банков и ресурсопоставляющих организаций до школ и интернет-ресурсов. Где гарантия, что однажды эта информация не попадёт в руки людей, которые воспользуются ими в своих целях?

Зазвонил телефон…

С чужими личными данными мошенники могут много чего сделать. Например, получить онлайн-займ в микрофинансовой организации: там порой не проверяют документы и личность заявителя. Или оформить на человека ЧП и «повесить» на него миллионные долги. Зная паспортные данные, аферисты могут изготовить и отправить квитанцию по несуществующим долгам или штрафам.

Люди, которые пользуются различными мессенджерами и соцсетями рискуют больше. Есть, конечно, риск, что их данные похитят. Но гораздо больше вероятности, что они сами предоставят мошенникам нужную информацию. «В соцсетях пользователи порой не настраивают защиту на свои профили, или просто хотят чтобы эту информацию видели все, — объясняет руководитель департамента информационной безопасности системного интегратора Василий Якимчук. — А мошенники могут использовать данные в своих целях». 

В каких? Например, для так называемой фишинговой рассылки. На неё, как на удочку, ловят тех, кто клюёт на звонок или сообщение о внезапном выигрыше, причитающемся призе или возврате немалой суммы за какие-то покупки. Конечно, всё это богатство будет выдано после перечисления каких-то средств… Схема «звонок от попавшего в беду родственника» до сих пор популярна у мошенников, и минимум необходимой для этого информации они также выуживают из соцсетей.

«Кроме того, люди — особенно пожилые, многое о себе охотно рассказывают незнакомым людям, позвонившим им, — говорит начальник отдела по раскрытию преступлений, совершаемых с использованием информационно-телекоммуникационных технологий УУР МВД по Республике Крым Нариман Бекташ. — И паспортные данные, и о счетах, и прочее. Кроме того, сейчас люди часто устанавливают на свои телефоны вредоносные программы. И мошенники пользуются этим».

Заманчивые предложения

Сейчас в Крыму аферисты активно практикуют схему со звонками от якобы сотрудников полиции или работников службы безопасности банков, которые обнаружили атаку на счёт жертвы. И предлагают перевести деньги «на защищённый счёт». 

«Нужно просто знать: никогда сотрудники банков не будут звонить клиенту и требовать от него какую-то информацию о банковской карте, счёте, размере вклада, — предупредил Нариман Бекташ. — Лучше всего, если к вам обращаются с каким-то «денежным» вопросом, сказать, что вы лично подойдёте в отделение и всё выясните».

Второй вид популярного мошенничества связан с продажами и покупками в Интернете. Как раз сейчас многие запасаются подарками для друзей и родственников, ищут и находят заманчивые предложения. И попадают на созданные мошенниками площадки, которые исчезнут через некоторое время.

Жулики также предлагают недорогой отдых в разных регионах. Конечно, просят или оплатить бронирование, или путёвку. Ухитряются даже продавать фальшивые авиабилеты для проезда к месту отдыха.

А вот случаев такого дистанционного мошенничества, как кражи с банковских карт, в Крыму стало меньше на 30%.

Полиция старается осложнить мошенникам жизнь. Необходимое для преступных схем средство — телефонные сим-карты. Как известно, должны они продаваться по предъявлению паспортов. Но это требование часто обходят. И продавцов, нарушивших закон, выявляют и штрафуют. И наказание для них предлагают ужесточить. А ещё — ввести ответственность для тех, кто оформляет на себя банковские карты, которыми пользуются мошенники.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах