13 мая председатель правительства РФ Дмитрий Медведев подписал распоряжение о создании федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Крымский федеральный университет имени В.И.Вернадского». Он создан на базе семи вузов и семи научных организаций полуострова. На днях ректором объединённого вуза премьер-министр назначил Сергея Донича, ранее в правительстве Крыма курирующего сферу образования.
Не нужно дублировать!
Олег Маркелов, «АиФ-Крым»: Сергей Георгиевич, назовите главную проблему высшего образования в Крыму.
Сергей Донич: Думаю, что это — отрыв высшего образования в его нынешней форме от реальных потребностей социально-экономического развития республики. При Украине крымские вузы «штамповали» юристов и экономистов, которые потом не могли найти работу по специальности. Сегодня система высшего образования должна соответствовать тем задачам, которые поставлены перед нами президентом, правительством России и обозначены в программе социально-экономического развития Крыма до 2020 года. Для этого и создается Крымский федеральный университет (КФУ). В него войдут 7 вузов, 7 научно-исследовательских учреждений и 7 колледжей.
— А зачем объединять 21 учебное заведение под крышей одного университета?
— Во-первых, Федеральный университет – это более высокие образовательные стандарты. Во-вторых, это мощнейшая научно-исследовательская база, которой смогут пользоваться студенты и преподаватели всех учебных заведений, вошедших в состав КФУ. Кстати, финансирование федеральных университетов в полтора раза превышает по объему финансирование обычных вузов. В-третьих, объединение вузов позволит избежать дублирования и распыления средств. Например, сегодня шесть из семи учебных заведений будущего КФУ готовят экономистов. В составе Федерального университета специалистов этого профиля будет готовить один экономический вуз. Наконец, есть еще одна причина объединения: российские образовательные стандарты выше, чем украинские, а условия лицензирования учебных заведений – жестче. По отдельности ни один из наших вузов получить лицензию не сможет.
— Вы хотите сказать, что уровень наших вузов не соответствует российским стандартам?
— В ряде случаев – да. И не только российским. Приведу конкретный пример. Несколько лет назад Крымский медицинский университет заключил договор на обучение студентов из Малайзии. После окончания учебы только двое из 50 выпускников смогли подтвердить свои дипломы в Европе. После этого Малайзия разорвала контракт с КГМУ. Или другой факт: за последние десять лет на кафедре биохимии этого же вуза не было защищено ни одной диссертации. А ведь когда-то наша кафедра биохимии была одной из лучших в Советском Союзе. К сожалению, коммерциализация образования на Украине привела к тому, что многие вузы превратились в бизнес-проекты, а это не могло не сказаться на качестве образования.
Хотя есть и примеры другого рода. Один из них – Крымский гуманитарный университет, который находится в Ялте. По наработкам в области инклюзивного образования для инвалидов КГУ опережает российских коллег. Этот вуз, кстати, тоже войдет в состав Федерального университета.
Сокращений не планируется
— Насколько обоснованны опасения, что создание КФУ приведет к сокращениям сотрудников? Как изменятся зарплаты и стипендии? В том же медицинском университете люди опасаются, что лишатся лечебных ставок, то есть, фактически половины нынешней зарплаты.
— Никаких сокращений не планируется. А поскольку финансирование Федерального университета в полтора раза превышает финансирование обычного вуза, то зарплаты и стипендии в КФУ будут выше в полтора раза в сравнении с другими высшими учебными заведениями.
Что касается лечебных ставок. Сейчас зарплата преподавателя КГМУ складывается из двух составляющих: ставки за учебные часы и ставки за лечебную работу. В российском законодательстве такого понятия как лечебная ставка нет, вне зависимости от того, федеральный это вуз или не федеральный. Там другая система, при которой средства за лечебную работу выплачиваются через фонд обязательного медицинского страхования. То есть, для сотрудников, которые занимаются этой работой, ничего не изменится, кроме источника финансирования.
— Многие иностранные студенты КГМУ уехали. Что будет с этим направлением работы, которое приносит университету немалый доход?
— Да, более 400 иностранных студентов-медиков уехали на Украину. Но это никак не связано с вхождением КГМУ в состав Федерального университета. В силу известных политических причин студенты из ряда государств не захотели получать в Крыму диплом российского образца. В нынешнем году в медуниверситет поступило чуть больше сотни иностранцев, это почти в 4 раза меньше, чем в прошлом. Причины - те же.
Но нам и не нужно стремиться обучать за деньги всю Азию, Африку и весь Ближний Восток. Правительство России ставит перед нами задачу по подготовке собственных кадров. У нас в Крыму дефицит врачей составляет 25%. А учить иностранцев никто не запрещает: в России - 69 тысяч иностранных студентов, причем 15 тысяч из них обучаются за счет бюджета РФ, из них – 2,5 тысячи медиков. Кстати, в нашей стране нет ограничений на обучение иностранцев, как это было на Украине, когда Киев выделял квоты для вузов. И выйти за границы этих квот руководители учебных заведений не могли.
— Как будет преодолеваться разрыв между подготовкой специалистов и потребностью в них?
— Крымская система образования сейчас имеет гуманитарный уклон. Поэтому в структуре КФУ предполагается открытие дополнительных факультетов и институтов политехнического профиля. Причем подготовка специалистов должна быть «адресной». Уже на этапе обучения студент должен взаимодействовать с будущим работодателем. Как пример: руководитель завода «Фиолент» Александр Баталин предлагает использовать площади завода для размещения университетской лаборатории. Студенты будут проходить на предприятии производственную практику, они смогут видеть практическое воплощение своих идей и даже запатентовать свое открытие или изобретение.