В Крыму больше нет регионального медуниверситета – есть медицинская академия в составе Крымского федерального университета (КФУ). Митинги, протесты против реформирования медицинского вуза, мрачные прогнозы — всё, кажется, осталось в прошлом. А что ждёт его в будущем, «АиФ-Крым» узнал у директора медакадемии Нанули Ивановой.
«Бюджетников» станет больше
Наталья Дрёмова, «АиФ-Крым»: Нанули Викторовна, перешли ли уже студенты и преподаватели в Крымский федеральный университет?
Нанули Иванова: Да, за редким исключением, преподаватели — а их 890 человек, перешли на работу в медицинскую академию КФУ. Причём, сначала они написали заявления о приёме на работу, а только потом — об увольнении с прежнего места работы. Потому что были страхи: вдруг уволить — уволят, а потом на работу не примут. Решили процедуру перехода в КФУ организовать именно так, чтобы никто не сомневался, не переживал.
Несколько человек, по моим данным, предпочли уехать на Украину. Все преподаватели и студенты получили зарплаты и стипендии за январь. В феврале будет аванс и начисление стипендии. Что касается студентов, то только 50 человек с лечебного факультета пока не перешли в КФУ, но, думаю, они для себя решат этот вопрос в ближайшие дни.
— А что со студентами-иностранцами?
— Из 1715 человек чуть менее половины уже перешли в федеральный университет. Промедление связано с тем, что мы разрабатывали новый контракт по российским стандартам, где определялась стоимость обучения. Она не поднялась, является самой низкой в РФ — это 245 тысяч рублей за учебный год.
— Студенты-иностранцы, участвовавшие в протестных акциях против вхождения медуниверситета в состав КФУ, утверждали, что диплом Крымского федерального университета не будет котироваться за границей. Правда ли это?
— Их вводили в некоторое заблуждение. Дело в том, что когда мы входим в новую структуру, нужно тщательно взвесить, что мы приобретаем и что теряем. Статус федерального университета гораздо выше, чем регионального вуза. Диплом в России уже однозначно котируется высоко. Почему за границей он не будет иметь вес — тем более, что у нас не изменился профессорско-преподавательский состав и имеется обучение на английском языке?
Та международная сертификация, о которой говорят наши студенты-иностранцы, касается только США. Она давала возможность получить право практиковать в этой стране. Крымский государственный медицинский университет был зарегистрирован в сертификационном центре, который находится в Нью-Йорке. Мы туда написали письмо о том, что медуниверситет реорганизован, переслали туда переведённые на английский язык документы. Они написали: будут рассматривать вопрос о сертификации нашей медицинской академии. То есть, отказа пока не было. Не думаю, что на решение повлияет политика — то, что Крым «под санкциями»: центр коммерческий. Но в России существует ещё шесть международных сертификаций, мы можем изучить эти возможности, поучаствовать в конкурсе.
— Раньше бюджетных мест было намного меньше, чем коммерческих, — например, на стоматологическом факультете всего одно-два. Но уже во время вступительной кампании 2014 года 70-80% мест для первокурсников были бюджетные. Не исключено, что этим летом 90% мест, и, может быть, даже больше – будут бюджетными. Таким образом, мы получим возможность привлекать самых способных абитуриентов, которые хотят быть именно врачами.
— А они не будут, как раньше, после окончания вуза уходить из профессии?
— В России приняты законы, которые стимулируют врача работать лучше, есть программы, касающиеся семейных и земских врачей — они помогают молодым докторам найти себя, самоутвердиться, стать высококлассным специалистом. Я думаю, что у наших выпускников – хорошие перспективы.
— Заработные платы у преподавателей изменились?
— С января этого года они начисляются уже по российским стандартам, поэтому повысились на 20-30%, а у некоторых преподавателей и больше.
Без троечников
— Что с клиническими базами, которыми раньше пользовался вуз?
— Уже подписан договор с университетской клиникой (больница им. Семашко), где базируются 15 кафедр. Наши профессора и доценты будут проводить обходы, вести больных, участвовать в консилиумах, выезжать, в случае необходимости, по санавиации, и так далее. Если мы подписываем с медучреждениями коллективный договор, то доплату наши преподаватели будут получать из стимуляционных выплат. А если преподавателю дадут в больнице или клинике четверть ставки или хотя бы 0,1 ставки, то он будет получать доплату из медучреждения. При этом, основным местом работы будет медицинская академия КФУ.
— На развитие вуза обещаны внушительные деньги, на что они пойдут в первую очередь?
— Будут ли какие-то стимулы для лучшей учёбы студентов?
— Никто, наверное, не захочет лечиться у врача, который в вузе «тянул» с тройки на тройку. Мы хотим мотивировать студентов на то, чтобы они старались. Недавно переводная комиссия приняла решение о переводе на бюджетные места студентов с коммерческого отделения, у которых по двум аттестациям не было троек. Это будет практиковаться и впредь.
— Среди «коммерческих» студентов, набранных в прошлые годы, встречаются такие, которым учёба дается с большим трудом, им невероятно сложно учиться, а может, у некоторых и желания такого нет. Будут ли их «тянуть» к диплому, или может встать вопрос об отчислении?
— Если есть хоть какой-то шанс, что такого студента мы заставим работать, мы постараемся его использовать. Но буквально на днях мы отчислили из нашего вуза шесть иностранных студентов: они пропустили от 150 до 250 учебных часов. Отработать такое количество материала нереально. Тех, кто много отрабатывает и пытается компенсировать пропуски, мы пока придержали. Но посмотрим, как у них пойдёт дело, если не будут успевать — отчислим.