В XIV веке Солхат, окольцованный садами и зелеными холмами, поражал путешественников. «Была там тысяча светлых бань, сорок тысяч лавок… триста караван-сараев для гостей», — перечислял в своем «Путешествии по Крыму» турок Эвлия Челеби, побывавший здесь в 1667 году.
«Великим городом развалин» назвал Эски-Крым (Старый Крым) — некогда огромный Солхат, сердце Крымского ханства, турецкий путешественник. Среди остатков былого величия — заброшенных жилых и ремесленных кварталов, иссякших фонтанов и руин, он отмечал три квартальных и две соборные мечети. Тарих — посвятительная надпись на одной из них, гласила: «Слава Богу, и да благословит Бог Мухаммеда, и творение, и халифов! Построил это здание благословенной мечети в дни правления великого хана Мухаммеда Узбек Герай-хана, да продлит Бог владычество его».
В переводе на современное летоисчисление, возведена мечеть была в 1314 году. Сейчас ей исполнилось уже 700 лет, и это одна из старейших мечетей России. С Джума-мечетью в Дербенте ей, конечно, не поспорить, но спорить и не нужно.
«В Крыму хан никогда не был»
Мечеть Узбека сегодня считается одной из главных достопримечательностей Старого Крыма. Рядом с ней — развалины одного из старейших медресе Европы. Она была пристроена в 30-е годы XIV века по инициативе местной меценатки Инджибек-хатун. Это самое раннее медресе на территории восточной Европы. Вместе с исламом в Крым пришла и наука. В Солхате творили известнейшие богословы и исследователи, труды которых были признаны по всему миру.
«Интересно, что хан Узбек никогда не был в Крыму, он пришел к власти в 1312 на Волге, год спустя он провозгласил ислам государственной религией Золотой Орды, ранее ислам был принят лишь локальными общинами, — рассказывает ведущий научный сотрудник Государственного Эрмитажа и археолог Марк Крамаровский. — Прошло примерно полтора года после восхождения на престол Узбека, как Солхатская община сообщает, что построена мечеть с упоминанием его имени».
Святыня и музей
Мечеть необычна, она будто отражает судьбу всего полуострова — перекрестка путей из Азии и Европы. Она вобрала в себя зодческие традиции нескольких народов. Внутреннее пространство, подобно византийской базилике, разделено на три нефа двумя параллельными рядами тонких граненых колонн с продолговатыми капителями. В южной стене — михраб - ниша, указывающая направление на Мекку, алтарная ниша — с богатым резным обрамлением, узоры по камню специалисты называют уникальными.
Археологи начали работать в мечети еще с 20-х годов прошлого века, и тогда они обнаружили небольшое захоронение внутри медресе. А в конце 70-х экспедиция Марка Крамаровского нашла там целый некрополь. Надгробия, обнаруженные в мечети и медресе, сохранили надписи на арабском и тюркском языках.
«Я впервые здесь начал работать в 1979 году, в тот период это был заброшенный склад, — вспоминает Марк Крамаровский. — Был сделан цементный пол, который скрывал базы колонн, крыши не было. Это была свалка, по сути, мечеть разрушили. Мы начали со студентами разгружать помещение, открыли фантастический михраб, единственный в нашей стране, в основании которого был главный символ аллаха — лампа с горящим фитилем. Ничего подобного в России больше нет нигде».
Древнейшую мечеть Крыма отреставрировали лишь недавно, в последние годы. Ее юбилей в Крыму отметили масштабной международной конференцией, которая была призвана привлечь внимание к сохранению исламских культурных памятников. В ней приняли участие духовные лидеры России и зарубежья, общественники, ученые.
У этого памятника есть все шансы войти в перечень объектов культурного наследия. Значит, требуется музеефикация, причем такая, чтобы и мечеть продолжала действовать, и чтобы памятник был доступен для туристов.