Осенью прошлого года симферопольцы могли наблюдать любопытную картину. Водную гладь пруда в районе кожзавода бесшумно рассекал катамаран. Несколько человек на берегу радовались, как дети. Это была команда энтузиастов, создающая «родные», крымские, электромобили.
Быстро и чисто
Михаил три года занимался продажей китайских электромобилей, а когда Крым воссоединился с Россией, решил: зачем возить иностранные, когда здесь, дома, есть все возможности для создания собственного производства. Неожиданно быстро нашлись единомышленники. За дело взялась команда из пятнадцати человек.
Цели перед собой «отцы» крымского электромобиля поставили амбициозные: в течение полугода выпустить 8 моделей транспортных средств: грузовой электромобиль в модификации — с короткой и длинной базой, пассажирский автобус на 11 мест, шестиместный VIP-автомобиль, классический катер с подвесным электродвигателем, скоростной электрокатер, электрокатамаран и электровелосипед.
«В декабре минувшего года я выиграл в Минэкономики грант под этот проект на 300 тысяч рублей, — рассказывает Михаил Демурия, сопредседатель общественной организации «Крымские инновационные технологии». — В январе мы нашли ещё одного крымского партнера, который начал софинансировать производство, разработчики вложили и свои деньги. В итоге, в июле презентуем электрокатамаран и электроавтобус. Если успеем, будет катер».
Новое крымское чудо рождается в Красногвардейском районе, в небольшом цехе. Сначала здесь создают мастер-модель из картона, с нее снимают матрицу, после – тиражируют детали. Деталь за деталью вырисовывается не только «внешность» машины, но и характер. К слову, здесь у каждого автомобиля есть свое имя. «Эль-буян» — в честь степного российского ветра, «Эль-бриз», «Эль-бус», «Эль-Як», где приставка «эль» означает «электрический».
Вместо бензина в таких машинах используют аккумуляторы. Одной «зарядки» хватает на 120 километров. Экономично и экологически безопасно: вредных выбросов нет вовсе! Кстати, электробатарея — одна из немногих импортных запчастей, которую используют в производстве крымских электромобилей. Ее привозят из Китая. Из-за границы поставляют и контроллеры двигателя. «К сожалению, у нас такие не делают, но мы уже разработали техзадание, челябинская фирма просчитывает возможность нам сделать эти контроллеры», — поясняет Михаил Демурия. Остальные 85% комплектующих сделаны из отечественных материалов. Из российского металла варят рамы, из ярославской смолы делают стеклопластиковый кузов, электродвигатели из Воронежа (их перематывают особым способом), подвеска и трансмиссия от «Жигулей».Розетка вместо бензина
На июль запланирована презентация, а ещё машинам предстоит пройти сертификацию по пожаро- и электробезопасности. Проще с электрокатамаранами. Их можно сертифицировать за неделю и продавать на крымское побережье и курорты Краснодарского края. Впрочем, крымские новаторы намерены не ограничиваться пределами России. «Даже если будут какие-то санкционные препоны, мы готовы открыть фирму в Краснодаре и продавать от нее в другие страны», — делится планами Михаил.
Стремления местных производителей не оставили без внимания и крымские власти. Так, Министерство промышленной политики пообещало включить компанию в программу импортозамещения.
Нашла отклик в правительстве и программа электромобилизации Крыма, которую предложил Демурия. Ее суть в том, чтобы в будущем не допускать в курортный сезон в прибрежные города республики иногородний транспорт. Так было когда-то в Ялте. «Приехал человек в Крым, поставил свое авто на стоянку. Дальше — два варианта: звонишь в отель, и за тобой присылают электромобиль, или берешь его напрокат и ездишь сам», — делится планами Михаил. В мировой практике такие примеры есть. Однако прежде, чем к этому прийти, необходимо создать инфраструктуру: построить парковки перед курортными городами и установить электрозаправки мирового стандарта для заряда различных электромобилей, даже таких мировых брендов как «Тесла», «Ниссан» и «Тойота». От них можно зарядить электромашину за сорок минут на 80%. Оплата — с помощью специальной карточки.
Покупателя электромобиля будут автоматически регистрировать в Клубе владельцев электромобилей (его впервые на территории России создадут на полуострове). Кстати, заправки также планируют делать в Крыму. Их хотят устанавливать возле крупных торговых центров, ресторанов, на парковках отелей, на территориях санаториев и пансионатов за счет владельцев, на их земле. Будут ли к этому готовы крымские бизнесмены, покажет время.
Смотрите также:
- По ГОСТам и СНИП. Симферопольцам покажут, какими должны быть хорошие дороги →
- Опасный пятачок. Чем грозит эпидемия африканской чумы свиней в Крыму →
- Игра в карты. Как Крым живет без международных платежных систем →