Василий Выставкин собрал машину, которая может вспахать поле, используя лишь… силу ветра.
Как идею «надуло»
От замысла до проекта прошло около 5 лет, в 2001 году уже было готово техническое обоснование, выдано авторское свидетельство. Осталось лишь за малым — собрать машину. «Из чего собирать? Перебрал в голове все сельхозмашины, пришел к выводу, что грузовые автомобили отлично подойдут, — рассказывает Василий Выставкин. — Хорошо, что металлолом в это время подешевел, приличные машины можно было найти в приемках и разбирать на детали. Технику на ходу покупал в совхозах по всему Крыму, нашел три грузовика ЗИЛ и два ГАЗа. Кроме этого, нужно было приобретать узлы и механизмы». Изобретатель подсчитал, что на все ушла сумма, эквивалентная 30-40 тысячам долларов.
Всю жизнь Василий Георгиевич проработал инженером в совхозах Украины и Крыма. В советское время понятие «инженер» включало в себя, как минимум, три профессии — электрик, механизатор и проектировщик. Поэтому он сам занимался чертежами, сваркой, да еще внук с сыном помогали. Но не обошлось без трудностей. Как он сам говорит, лучше бы мобильный телефон изобрел — его внедрить легче. А у него — многотонная машина.
На носу необычной машины — флюгер. Это для того, чтобы управляющей ею человек «держал нос по ветру». «Машина может ехать куда надо, главное, чтобы ветер был. А водитель может регулировать поворот пропеллеров при помощи лебедки, находясь в кабине. Но ветер резко не меняет своего направления, подстраивать часто не придется», – объясняет изобретатель.
Для движения достаточно силы ветра 3,5 метров в секунду, максимальная же может достигать 15 м/с, тогда «самоходка» разовьет свою наибольшую мощность в 100 лошадиных сил.
Пошла и… встала
Теоретически на ветромашине можно работать около 100 дней в году, когда дует достаточно сильный ветер. Целиком бензиновую технику она не заменит, но удешевить труд и сделать его более экологичным удастся. Именно это и воодушевило Василия Георгиевича.
Первый выход машины в поле состоялся еще восемь лет назад. Когда детище Выставкина двинулось вперед, сын изобретателя, помогавший ему, даже прослезился. И стал звонить жене Василия Георгиевича: «Пошла, пошла машина!» «Она тоже прибежала, обнимала меня, целовала и… все сомневалась» – вспоминает изобретатель.
И в чем-то была права. Самоходный ветроагрегат был запатентован в тот же год, но до сих пор он стоит «на приколе», хотя Выставкин свою машину старается совершенствовать. За последние годы он написал множество писем в самые разные инстанции с просьбой поддержать свой проект. Обращался и в научные организации, и в администрацию президента, а в ответ приходили только поздравления с изобретением и… отписки. Пока никто не счел ветромашину настолько интересной, чтобы продвинуть к этапу, о котором мечтает изобретатель: полноценным испытаниям, доведению мощности до 350 лошадиных сил (это можно сделать только на заводе). Так что пока крымская «самоходка» стоит на приколе.
«От таких машин, задействованных в полевых работах, требуется стабильность. Если ветер дунул сильнее — ее понесло, быстрее — ветер стих, машина осталась посреди поля. Легче накапливать выработанную энергию, допустим, в электрических аккумуляторах, чтобы процесс был контролируемым. Здесь стоит развивать гибридный принцип, с электродвигателем и двигателем внутреннего сгорания. Электрогенератор при недостатках мощности дает энергию, но когда нагрузка спадает, отключается. В подобных машинах очень часто нарушаются законы сохранения энергии: любые подшипниковые, карданные соединения создают потери энергии, сила ветра не может их перекрыть».