Дома карабкаются по склону и теснятся у самой кромки воды. Через узкие улочки можно выйти к берегу Севастопольской бухты, поглядеть на рыбаков и понемногу осыпающийся акведук. Здесь же можно встретить и котов, гипнотизирующих взглядами людей с удочками. Терпеливо, как жёны ждут моряков, они поджидают свежевыловленную рыбку. Хотя — кто их знает, может, котам не чужды сложные чувства и они любуются тем, как пляшут солнечные лучики по воде?
Это — Аполлоновка, одно из тех мест, что любят рисовать художники. Анатолий Ярышкин живёт здесь. И пишет удивительные картины. С его «капитанского мостика» — плоской крыши - открывается отличная панорама.
Пушистые лентяи
Дома у художника всё подчинено любимому делу. Мастерская наполнена запахами жжёного дерева от печи, краски и хлеба. Вкуснейшего хлеба, который выпекает сам Анатолий. Если набрать в Интернете фамилию «Ярышкин», вас завалит… котами.
Севастопольский художник создал самую настоящую «котоисторию» любимого города. Котов в его исполнении — весёлых, задумчивых, лихих, нахальных - на свет появилось столько, что, просмотрев картины, каждый человек найдёт хоть одного, похожего на себя. Кстати, прообразы рядом: на кровати спит кошка Циля, а в ногах лежит пёс Чапа — пушистые друзья художника.
«Уже привык, что известен своими сюжетами про котов, — улыбается Анатолий Ярышкин. — Первые из них были нарисованы еще в институте. Тогда читали Булгакова «Мастер и Маргарита» — может, кот Бегемот и вдохновил меня. Коты — воплощение лени, эдакие умелые «уклонисты» от деятельности, они спят сутки, и ты рядом пристраиваешься, ленишься».
Анатолию 57 лет, он родом из Удмуртии. Давным-давно перебрался в Крым, где попытал счастье в училище имени Самокиша (художественное училище, одно из старейших учебных заведений Крыма - ред.). Не поступил — и на следующий же день отправился в Харьков, штурмовать художественно-промышленный институт. Как оказалось, поступить в художественный вуз без училища проблематично. Проходят только единицы наглых и напористых.
«Спасибо тем преподавателям, которые заметили мою настырность и выделили меня, — говорит Анатолий. — Я отучился как раз накануне развала Советского Союза. А профессию получил довольно прибыльную: дизайн интерьеров. Это всё прикладное искусство — гобелены, фрески, витражи керамика. А жил я тогда в Соколином Бахчисарайского района, стал заниматься там керамикой и как-то выжил».
Среди его работ множество изображений рыб, «бутыльморты» — натюрморты из бутылок. Есть у Анатолия и ученики, которые перенимают мастерство. В Крыму, считает художник, уже давно существует своя обособленная школа. И сейчас эта традиция развивается. Десяток маститых художников можно насчитать, все они очень ярко передают крымскую природу и быт.
Когда Анатолий написал несколько котов, завязалась это нескончаемая серия. Коты в глине и на картинах зажили своей жизнью. Есть среди них мореманы в тельняшках и с удочками, есть одинокие и непонятые, разъевшиеся торговцы, есть — чего греха таить, обременённые не самыми полезными привычками. Коты-ловеласы дефилируют по набережной, коты-пляжники загорают в шезлонгах и на подстилках, коты-туристы, поправляя рюкзаки, осматривают вид с горы… В богатой «котоистории» есть даже самый настоящий севастопольский Диоген, только вместо классической бочки он приспособил под жильё склеенную амфору.
Чемпион по котам
«Помню, как-то в 90-х до меня добрались ребята в малиновых пиджаках. Выставил перед ними своих котов на диване, — вспоминает Анатолий. — Сказали, что все отлично, заворачивайте. Я спрашиваю: какую вам картину? Они говорят: все. Интересно то, что люди, которые покупают котов, как правило, «рыбу» не покупают (это еще один из сюжетов в творчестве художника). Я, по правде говоря, «наелся» этой темой. Сейчас я котов уже реже делаю, в основном репродукции, магнитики, календари. Когда делаешь первый сюжет, он получается обаятельным. Производство дубликатов, конечно, не вызывают такого чувства. У меня эскизов котов великое множество. Я, наверное, единственный за всю историю человечества «произвёл» столько котов».
На полке у Ярышкина сложены десятки толстых папок. На каждом листе — по шесть рисунков. Воплощает он их на керамической основе. Технологию Анатолий вырабатывал сам: десятки тысяч обжигов, чтобы найти нужные эффекты. Получил один — зафиксировал процесс. Его изразцы они имеют небольшой формат, 20 на 20 сантиметров. Первый слой, второй слой — обжиг, потом — третий, всё пузырится, даёт интересный эффект. Изразец получается щербатый, прозрачный, искрящийся, зеркальный переливающийся, глубокий и имеющий еще множество «сложняков», как называют трудное в производстве художники.
«В последнее время сложнее добиваться этих эффектов, — рассказывает Анатолий Ярышкин. — Краска, к которой привык, имела свои характеристики. Сейчас с новой нужно провести кучу опытов. Зато можно больше цветом работать».
Возможно, чуть отдохнув от своей «котовасии», Анатолий всё-таки пополнит кошачьи ряды новыми забавными образами. Всё-таки каждый день у него перед глазами - четвероногие обитатели Аполлоновки. И, кстати, место это он не променяет ни на какой дворец. «Очень много понастроили в Севастополе и окрестностях громадных коттеджей, — говорит он. — Вот честно, странные у людей представления об уюте. Да и многоэтажки, как по мне, не лучшая среда для жизни, для того, чтобы растить детей. Вот как там развивать фантазию у малышей? Как-то мой друг выразил мнение: современное искусство урбанизма, рождённое в Европе и Америке, довольно угрюмое. Зрительский взгляд в нём привлекают какие-то страдания и проблемы. А зачем? Разве мы мало страдаем в жизни? Не лучше ли улыбаться и верить, что всё непременно сложится хорошо?»
Смотрите также:
- Айвазовский с баллончиком. Ялтинец о своих городских картинах и начале пути →
- «Он повторял, что фашизм невероятно живуч». Дочь Юлиана Семёнова об отце →
- Женщина «не формат». О «вредном кино» и труде золотаря →