Начать, пожалуй, следует с такой цифры: 1,297 миллиона человек. Именно столько людей въехало в Крым со стороны Керченской переправы на автотранспорте с января по 1 ноября этого года. Не всегда у путешественников получается дотерпеть до автозаправок, где имеются туалеты. К их услугам — остатки лесопосадок в степной зоне, кусты и деревья в предгорьях да встречающиеся кое-где сооружения из железобетонных плит.
Плохо пахнет…
Большинство придорожных туалетов, которые можно увидеть на крымских трассах, имеют почтенный возраст. Это примитивные павильоны из плит с небольшими «тамбурами» и двумя отдельными помещениями, в каждом из которых по 2-3 места над выгребной ямой.
«Крымские дороги строились в 50-е годы, тогда же были возведены эти туалеты, — рассказывает заместитель начальника Службы автомобильных дорог Крыма по ремонту и эксплуатации автодорог и искусственных сооружений Александр Гусенко. — При Украине внимание старым туалетам и павильонам, которые расположены вдоль дороги, не уделялось, мы старались их подкрашивать, поддерживать в нормальном состоянии. Убирать и ремонтировать их не было возможности. Такие туалеты, действительно, сейчас не украшают наши дороги, будем стараться работать в этом направлении. Тем более, финансирование улучшилось. Однако ответственность за поддержание павильонов и уборных, кроме службы автодорог, несут еще и сельские советы, на территории которых они расположены».
Количество придорожных туалетов ненамного, но всё-таки увеличилось накануне Олимпиады-80. Предполагалось, что некоторым делегациям покажут Крым. Старожилы полуострова вспоминают, что выглядели эти туалеты на фоне остальных роскошно: с автономными нагревателями воды, зеркалами, душами. Ради этих уборных даже ввели «Временные санитарные нормативы», но сразу после завершения Олимпиады оборудование и сантехнику вывезли.
По 1-й категории
Наличие придорожных уборных на состояние крымских обочин не влияет никак, потому что использовать эти будочки по назначению может очень небрезгливый человек. Большинство выгребных ям не чистили чуть ли не десяток лет, загороженное от посторонних глаз пространство при входе загажено неимоверно. Автомобилисты могут подтвердить: в некоторые придорожные туалеты еще и опасно заходить.
Будет ли что-то меняться в обозримом будущем? В скором времени появится новая, современная автодорога от Керчи до Симферополя и Севастополя, идущая параллельно старой. Начало ее строительства запланировано на следующий год. Дорога, согласно российской классификации, относится к 1-й категории. Это значит, что она будет снабжена площадками отдыха, туалетами и объектами инфраструктуры. Расстояние между ними будет около 15-20 километров.
«Направление Керчи никогда не было приоритетным, теперь весь поток туристов идет оттуда, — пояснил Александр Гусенко. — На стоянках, скорее всего, выстроят отдельные уборные, установка биотуалетов не рассматривается. Новая дорога будет строиться около трех лет, но нам надо, чтобы люди уже сейчас чувствовали себя комфортно. Обязательно проведем обследование и уделим внимание благоустройству автодорог».