Одно только перечисление идей, благодаря которым за последние пятнадцать лет в Крыму обещали решить «туалетный» вопрос, занять может немало места. И расширить сеть, и количество «посадочных мест», и унифицировать сами туалеты и цены за их посещение, и дать какие-то преференции тем, кто занимается этим бизнесом…
Всё посчитают!
В общем, мыслей было много. Как и героев, решившихся трудиться на этой необходимой для общества ниве. Они брали в аренду уже существующие общественные уборные, просили землю под строительство новых, боролись за закрытые, дабы реанимировать. И всё как-то криво получалось. То в бывшем клозете появлялась чебуречная, а вместо уборной — очередной коттедж или магазин. А по прогнозам, грядущий курортный сезон может быть ещё многолюднее прошлогоднего, когда Крым посетили 6,8 млн туристов.
Ещё в январе этого года все администрации муниципальных образований республики получили распоряжение провести инвентаризацию существующих общественных туалетов и определить ответственных за их функционирование. К 1 июня ситуация в каждом курортном городе или посёлке будет известна. Предполагается, что там, где общественные туалеты в дефиците, откроют новые.
Кстати, в прошлом году отдыхающие оставили в Крыму 500 млрд рублей. Рядом с такой суммой цена в 10-20 рублей за посещение общественного клозета выглядит смешно. Но почему тогда местные жители и гости полуострова не спешат пользоваться общественными туалетами?
В Алуште, например, функционирует шесть общественных туалетов, три из которых расположены на Центральной набережной и еще три на Западной набережной в районе Профессорского уголка. «Кроме того, власти города в свободной форме призывают владельцев кафе и ресторанов пускать людей в свои заведения в случае необходимости», — рассказал начальник отдела информационного обеспечения и внешней связи администрации Алушты Станислав Ярмантович, добавив, что средняя стоимость одного визита в общественный туалет составляет 20 рублей.
В Ялте ситуация тоже непростая. Сумма на содержание доступных для всех и каждого туалета уже озвучивалась: примерно 30-40 млн рублей. При этом «горячие точки» тоже известны — центр города и автовокзал.
Кстати, многие пассажиры понятия не имеют о своём законном праве посетить платный туалет, не отдавая денег: при наличии билета на автобус за 1 час до отправления и в течение 1 часа после прибытия, а также на транзитных остановках.
Люди в кустах
По информации начальника Департамента по вопросам ЖКХ администрации Ялты Игоря Носкова, в Ялте также ряд заведений общественного питания, располагающихся в центре города, не препятствуют посещению собственных санузлов. Но далеко не каждый человек может спокойно зайти и спросить, мол, где у вас туалет, а то сил больше нет терпеть.
Кстати, всего на территории городского округа Ялта, за исключением общественных туалетов, находящихся в частной собственности, работают 12 клозетов, в Евпатории — 15, а в Феодосии «АиФ-Крым» насчитали восемь.
Постановлением администрации Ялты утвержден тариф в размере 15 рублей. При этом, по информации властей, экономически обоснованная стоимость одного посещения общественного туалета составляет 45 рублей.
Будет ли что-то меняться в обозримом будущем? Например, в ЖКХ Ялты сообщили о запланированном ремонте 16 общественных туалетов. На данный момент они закрыты и требуют капитального ремонта. На него ориентировочно потребуется 10,8 млн рублей.
Что бывает с теми, кто справляет нужду вне специально отведённых для этого мест? Деяние это входит в перечень нарушений общественного порядка, рассказал руководитель крымского юридического агентства Андрей Лютов. И за это могут привлечь к административной ответственности. Хотя существует судебная практика по рассмотрению аналогичных действий граждан — суды приходят к выводу, что если не было, например, нецензурной брани или оскорбительного приставания к гражданам, то и состава административного правонарушения в таком случае нет. Просто в законе не имеется формулировки как «использование в качестве туалета общественных мест» или схожих.