Календарь утверждает, что лето закончилось. Но крымчане с этим не согласны. Пока не зарядили дожди, и дневная температура не опустилась ниже восемнадцати тепла, лето продолжается. На полуострове прекрасный «бархатный сезон». Не жарко, на дорогах стало свободнее — самое время отправиться… куда-нибудь.
krym.aif.ru поинтересовались у крымских экскурсоводов интересными, но не широко известными достопримечательностями, новыми «точками притяжения». И спросили о самых востребованных маршрутах на один день.
В гости к гиенам
Пещера «Таврида» не имеет такого богатого убранства в виде сталактитов, сталагмитов, «занавесок» и ванночек из известковых натёков. Но её изюминка как раз в другом, она стала своего рода палеонтологическим атласом. И это как раз использовано в её презентации туристам. Познавательное путешествие на сотни тысяч лет назад сопровождается возможностью увидеть воссозданные макеты древних животных.
«Народ этот объект ещё не изучил, поэтому заявки на посещение пещеры «Таврида» у нас есть, в том числе от крымчан, — рассказала алуштинский экскурсовод Людмила Анисимова-Огородова. — Интересует туристов и всё, что связано с околопещерным пространством. То есть, посещение ещё какого-либо объекта, находящегося неподалёку. Иногда, если в группе семьи с детьми, это может быть известная фабрика по производству сладостей в Симферополе. С мастер-классами и дегустацией. Если больше взрослых, то «Тавриду» интересно сочетать с экскурсией на скалу Ак-Кая в том же Белогорском районе».
По улочке, вдоль речки…
Всё-таки разница между приезжими и местными в желании «что посмотреть» есть, и немалая. Первые обычно стремятся посетить самые разрекламированные и известные достопримечательности, «визитки» Крыма: дворцы, парки, водопады, горные вершины. А вторые готовы открывать для себя… малоизвестные уголки полуострова или страницы истории конкретных городов. Примечательно, что спрос на такие экскурсии в последнее время приобретает популярность и у материковых туристов.
«Допустим, люди знают, что такое Ханский дворец — но им интересен сам Бахчисарай с его улочками, историями, рассказами об интересных людях, — приводит пример Людмила Анисимова-Огородова. — Та же история с Ливадийским дворцом, набережной Ялты — это «раскрученные» достопримечательности, но интересна сама Ялта. Индивидуально прописываются, в основном, под детские или молодёжные группы, экскурсии-квесты. А ещё людей интересуют городские выездные экскурсии. И коллеги могут формировать свои тематические маршруты».
Например, сама Людмила показывает сам город, рассказывая о купеческой и мещанской Алуште. Знакомит со становлением курорта, выросшего из деревни до уездного города, а затем до известной здравницы. Другое направление — Профессорский уголок: его основатели, обитатели. Её коллеги в Ялте — а там достопримечательностей больше, могут, например, провести экскурсию… вдоль русла речки Водопадной. Почти три с половиной часа интереснейшего рассказа и знакомства с местами, отмеченными любопытными деталями прошлого. А провести могут и по улице Чехова, и по Набережной, и по другим улицам.
А ещё в последнее время стали востребованы экскурсии с «культурным приложением». Это когда запланировано посещение театра — в Ялте, Севастополе, а перед спектаклем проводится прогулка по городу или знакомство с каким-то объектом.
ЭТО ИНТЕРЕСНО
Необычный формат, который воплощает одна из турфирм Крыма — театрализованные экскурсии. С успехом уже прошло в начале сентября театрализованное путешествие «На старых улочках Бахчисарая». Началось, конечно, от дворца, где участников экскурсии встречали Екатерина II и князь Потёмкин, а продолжилось в квартале золотых дел мастеров.
В Ялте артисты крымских театров помогли перенестись зрителям в курортную столицу царских времен. А экскурсия «Ялта. История царского курорта» украшена встречей с Николаем II.
КСТАТИ
Понятие «бархатный сезон» в Крыму закрепилось в конце XIX века. А какие ещё были сезоны?
- Апрель, май, начало июня считались «ситцевым сезоном»: в Крым прибывала небогатая публика — первые отдыхающие, люди, страдающие различными заболеваниями. Для последних целью были дешёвая комната у моря, а если повезёт, то и «санатория» со скидкой. Активная молодёжь, студенты, гимназисты, желающие увидеть побольше достопримечательностей тоже были «ситцевыми» курортниками.
- Вторая половина июня, июль и август — «шёлковый» сезон. Это время подорожания всего: номеров в гостиницах, комнат в пансионатах, услуг, продуктов. На курорты изволила пожаловать состоятельная публика.
- Сентябрь и октябрь тоже были временем богатых, которые приезжали ради осеннего солнца, морского воздуха и созревшего винограда. Иногда «бархатный сезон» ещё именовали «виноградным».
- С ноября до конца марта тянулся сезон, которому крымчане названия не придумали. Но его вполне можно было бы назвать «сезоном отчаяния». В надежде на целительные силы Крыма на полуостров тянулись больные тубекулёзом люди — те, у кого не было средств на лечение. На последние рубли они снимали углы и комнаты: часто сырые, продуваемые. В конце февраля домовладельцы вообще переставали топить, либо требовали дополнительную оплату с постояльцев: формально зима прошла! Сырое крымское межсезонье и плохие условия жизни для большинства больных оканчивались фатально