90

Давайте думать вместе! Молодёжные идеи могут быть включены в нацпроекты

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 45. АиФ-Крым №45 10/11/2021 Сюжет Большие перемены

Во все времена молодёжь верила в лучшее будущее. Социологи это называют социальным оптимизмом. Среди тех, кому ещё не исполнилось 25 лет полностью довольных жизнью больше шестидесяти процентов. К порогу тридцатилетия их становится заметно меньше. Потому, что приходят взрослые заботы, опасения относительно стабильности.

Весной этого года президент РФ предложил в каждом из нацпроектов предусмотреть специальные разделы для молодёжи. Своего рода «целевой удар» по самым главным проблемам этой части общества. В некоторых уже существующих, есть такие «адресные» точки. Например, в «Демографии» — строительство детсадов и школы, в «Жилье и городской среде» планируется возведение доступного жилья, в «Здравоохранении» — программы по развитию медицинской помощи детям.

Но, возможно, молодые и сами могли что-то подсказать?

Ещё летом был запущен сбор идей и инициатив, направленных на поддержку молодёжи. Лучшие предложения имеют шанс стать стратегиями нацпроектов.

Требуется свежий взгляд

Конечно, сбор заявок происходил и в Крыму. Предложения состояли из краткого представления проблемы, вариантов ее решения и описания ожидаемого положительного эффекта. В Госкомитет поступили десятки заявок.

«Мы должны понимать, что собираем заявки не от бюрократов, а от людей, которые не знают, как нужно оформить свои задумки, чтобы чиновники смогли их рассматривать всерьёз, — рассказал председатель Государственного комитета молодежной политики Республики Крым Сергей Селимов. — Мы столкнулись с тем, что тот язык, на котором написаны многие предложения, был более разговорным, чем официальным. Времени на оформление заявок было немного, поэтому мы имели дело с проектами, составленными наскоро. Но среди них оказались действительно ценные идеи».

Например, вспомнил Сергей Селимов, интересной инициативой выглядело предложение по решению вопроса с нехваткой мест для спортивного и творческого развития детей. Речь и не спортивных и детских площадках, которые оборудуют во дворах. А именно о местах, где с детьми занимаются тренеры, педагоги, наставники. Автор, правда, предлагал сосредоточиться на детях с ограниченными способностями. Есть огромный запрос от родителей на всевозможные центры развития. А существовать им невероятно сложно.

Как объяснила президент благотворительного фонда социальных и творческих инициатив «Живая вода» и центра искусств Евгения Гарькавая, у организаций, работающих с особенными детьми, главная проблема одна. Это — неподъёмные платежи за аренду помещений. «В нашем центре занимаются более 125 детей с различными особенностями: это слабослышащие, слабовидящие, ребята с синдромами Дауна и ДЦП, — перечисляет она. — Наша задача — помочь социально адаптироваться таким детям. Но за аренду помещения сейчас мы платим 400 тысяч рублей в месяц. А государственных помещений под эти цели не остаётся». 

На региональном уровне такой вопрос решить сложно. Необходимы прописанные на федеральном уровне льготы. Например, под культурный инклюзивный центр, где вместе занимаются дети с особенностями и обычные дети. «Я считаю, что подобные проекты очень актуальны по всей стране, потому что дают шанс людям с непростой судьбой чувствовать себя комфортно в обществе», — говорит Евгения Гарькавая.

Идеалисты и мечтатели

Однако Сергей Селимов считает, что можно посмотреть на ситуацию шире. Крым по праву может гордится тем, здесь внешкольным обучением охвачены 85% детей. Немало секций и спортивных кружков сосредоточены в муниципальных центрах детского и спортивного творчества. Но площадок для занятий всё равно не хватает!

По его подсчётам, для функционирования детского кружка нужно арендовать помещение минимум в 120 квадратов. Для сравнения: для продажи алкоголя требуется всего 50. Но для двух совершенно разных целей люди вынуждены платить одну и ту же цену за метр. Конечно, во втором случае средства быстрее окупаются.

Вот и получается, что открывать развивающие центры для детей совершенно невыгодно. Но представьте, что под такие социальные учреждения можно будет арендовать один квадратный метр не за 500 рублей, а за 100. Это приведёт к развитию спортивно-образовательной сферы. Также за счёт снижения цен на занятия детям из малообеспеченных семей станет проще развивать свои навыки.

Анализ крымских молодёжных предложений показал, что идеи ребят 14-18 лет оказались слишком… взрослыми. Объяснить это можно активной помощью родителей, педагогов. Эта молодёжь часто находится под сильным влиянием старших. Вот их предложения и выражают интересы более взрослых крымчан. Юноши и девушки 18-22 лет — в основном, студенты, — присылали чистые и «сверкающие» оптимизмом идеи. 

«Проблема в том, что студенты ещё не имеют представления о реализации своих предложений, и зачастую такие проекты сложно брать в работу. Наиболее адекватные дополнения мы получали от молодёжи с 25 до 35 лет. У них уже есть базовый опыт, и они могут предложить целесообразные пути решения выбранных проблем», — пояснил Сергей Селимов. 

Очень много крымских предложений было связано не просто с региональными трудностями, но локальными — вплоть до двора и улицы. Это многое может сказать о Крыме, жителей которых часто обвиняют в слишком узком, «островном», мышлении. 

Сама суть программы по дополнениям к нацпроектам заключается в поиске людей, мыслящих глобально. Понятно, что каждого региона есть своя специфика. Но они составляют огромную страну, где есть общие сложности, общие темы. Например, социальная проблематика, образовательная, трудовая, экологическая. Если в каждом регионе стремиться находить общее для страны, можно прийти к более значимым положительным изменениям для всех. 

Нацпроекты работают таким образом, что их нужно один раз принять — и 5-7 лет идёт их реализация.  Сергей Селимов считает, что раз в 2 года нужно проводить такой сбор инициатив и продолжать сотрудничество авторами самых многообещающих идей.

Это интересно

  • 50% молодёжи от 18 до 34 лет, по данным Аналитического центра НАФИ, знают о приоритетных направлениях развития России. 49% молодых людей готовы участвовать в реализации национальных проектов. 
  •  34% молодёжи готово включиться в нацпроект «Культура», 34% — в «Образование», 31% — в «Экологию». В числе значимых проектов также отмечены «Здравоохранение» (25%), «Туризм и индустрия гостеприимства» (23%), «Жильё и городская среда» (20%).

Старший научный сотрудник Института социологии ФНИСЦ РАН Николай Васильев:
«Воспитали ли мы поколение иждивенцев? По данным Минтруда, каждый десятый гражданин РФ в возрасте до 24 лет не учится, не работает и не ищет работу. У каждого поколения подростков свои «профессии мечты». Представители нынешнего всё чаще отвечают: «хочу быть блогером». Но желание быть блогером зачастую остаётся просто желанием и никогда не будет реализовано. Профессия предполагает наличие определённых навыков и специализации, а также значительных финансовых средств на раскрутку в соцсетях. И в подобном намерении скорее лежит просто скрытое желание быть обеспеченным, нежели стремление принадлежать к конкретной профессии. Согласно опросу аналитического агентства Research Me, 80% готовы бросить работу, чтобы стать блогерами. Больше половины из них молодёжь 16–24 лет. Проблема неработающей молодёжи есть не только в России, это одна из главных проблем и в США, и в Евросоюзе. В некоторых странах Европы процент неработающей молодёжи доходит до 70. Молодые европейцы просто не готовы к постоянному трудоустройству — так же как к раннему замужеству или женитьбе. Инфантилизм, который всё чаще распространяется на людей старше 20 лет, возможность жить с родителями, высокие пособия формируют там почву для безработицы, которая устраивает молодёжь. Теперь посмотрим на Россию. Сейчас у нас в группе 15-19 лет насчитывается 7,2 млн человек, в группе 20-24 лет — 6,7 млн человек. Это значит, что мы в огромной демографической яме: в стране в принципе мало людей этих возрастов. Почему часть из них не работает? Потому что в России так или иначе присутствуют те же факторы, что и на Западе, кроме достойных пособий по безработице. А наши желающие работать делятся на 2 группы. В первую входят те, кто на отлично окончил престижные вузы и которых быстро разбирают иностранные и отечественные компании. Вторая, более многочисленная, — это те, кто вынужден трудоустраиваться самостоятельно и достаточно долго. В течение нескольких лет их тоже разбирают работодатели, но при этом увеличивается процент работающих не по профессии».

Оставить комментарий (0)

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах