Примерное время чтения: 6 минут
167

Блин комом. Властные националисты убеждают украинцев отказаться от Масленицы

Евгения Гаева / АиФ

В России народ прикидывает, в какой из дней недели заняться блинопечением, и где отметить конец Масленичной недели. А на Украине продолжают объяснять несознательным гражданам, что нет для них никакой Масленицы — это несвойственная «незалежной» традиция.

Меняем на вареники?

Сейчас на Украине часть предприятий общепита демонстративно во время Масленицы исключает из меню блины — поскольку «це москальска еда». Другая же, напротив, зазывает клиентов на блины и блинчики с разнообразной начинкой. Пока, к счастью, блины официально не признали угрозой нацбезопасности страны.

Но сражение против Масленицы на Украине стартовало лет восемь назад. Началось с изысканий неких местных этнографов, объявивших древний, ещё языческий праздник, советским.

Пионером «десоветизации» Масленицы стал украинский телеканал ТСН, который, со ссылкой на неких этнографов когда-то объяснил, что не так с блинами и праздником. Аргументы убойные: «Масленицу в Украину принесла советская власть, прежде всего, как массовые гуляния пролетариата в честь зимы с весной, поэтому и принято было печь блины — своеобразный символ солнца». Украинцам предложили отставить сковородки в стороны и начинать замешивать тесто для вареников. Именно ими — в основном, с творожной начинкой и сметаной, якобы принято было наслаждаться целую неделю.

Судя по объяснению, со знанием истории сейчас на Украине плохо у всех, начиная от СМИ и специалистов по народным обычаям.

«Масленица — это восточнославянский традиционный праздник, который отмечается перед Великим постом и имеет ещё дохристианские корни, — напомнил доктор исторических наук, профессор кафедры истории России Крымского федерального университета Олег Романько. — Украинских националистов, видимо, раздражают две вещи. Во-первых, что население бывшей УССР продолжает печь на масленицу блины, как в Российской Федерации. Хотя должны готовить вареники. Посыл тут, в целом, понятен. Лишний раз показать, что русские и украинцы имеют очень мало общего, даже в вопросе кулинарных предпочтений. Во-вторых, что Масленица в таком виде — это на самом деле изобретение советской власти. Что-то типа салата «Оливье». А настоящий «сознательный украинец» не должен все это есть. Действительно, советская власть в свое время пыталась поставить эти народные традиции на службу своей идеологии. Известны попытки придать в 1920-е годы Масленице безрелигиозный характер, очистить, так сказать, от суеверий и сделать проводами зимы. Разумеется, это делалось не для того, чтобы подорвать какую-то особую «украинскую идентичность», на чем так настаивают современные националисты. Под видом борьбы с «советско-имперским колониальным» наследием происходит попытка представить русских совершенно отличным от украинцев народом, даже чужим. Мол, даже масленицу мы празднуем по-разному».

В украинских националистических нарративах, отметил Олег Романько, период с 1917-1991 годов считается оккупацией. А все процессы, которые происходили на территории бывшей УССР, искусственно навязанными «московскими большевиками». Так нужно рассматривать и борьбу с блинами.

На гастрономическом поле, кстати, «незалежная» уже одержала немало побед. В конце прошлого года в головы украинцам уже вложили мысль о пагубности пристрастия к салату «Оливье» и селёдке «под шубой». Не в гастроэнтерологическом смысле, а в политическом. Ибо оба салата — порождение советских праздничных традиций. Вряд ли, конечно, большинство людей отказались от любимых блюд, но масштабы усилий по «десоветизации» налицо.

Проблемы с питанием

«Пока кухонные войска ведут свои ментальные боевые действия, на Украине за последний год на 25% выросли цены на основные продукты питания, а на некоторые из них рост цен достиг 100%. Согласно недавним данным Всемирной продовольственной программы ООН, пять миллионов жителей Украины сталкиваются с проблемой нехватки пищи. И это на территории, которая в СССР именовалась всесоюзной житницей! Уже не один год Украина находится в антилидерах среди стран Европы по основному индикатору бедности – показателю номинального ВВП на душу населения, - прокомментировала руководитель крымского филиала Фонда развития гражданского общества, доцент Крымского федерального университета Наталья Киселёва. - Но украинские политики нацелены не на решение насущных проблем своих граждан, а на очередные поиски любых поводов для так называемых дерусификации и десоветизации. Собственно, вся государственная идеологическая политика Киева укладывается в рамки от «убить в себе русского» до «убийства русских».

Борщ на высоте

Одновременно блюстители украинских традиций озаботились тем, чтобы утвердить «авторские права» на некоторые блюда. Но в список нематериального наследия ООН вошёл только украинский борщ. И не сам по себе, а как «культура приготовления», ибо вариантов этого блюда — десятки, если не сотня.

Украинский борщ был пропиарен в самых «высоких инстанциях». Четыре года назад компания, владеющая сетью продуктовых магазинов, запустила на стратостате на высоту в 30 тысяч метров контейнер с борщом и гречневый багет к нему.

В России не впечатлились. Ибо с первого полёта человека в космос борщ был любимым блюдом советских, а затем и российских космонавтов. В прошлом году космонавт Владимир Борисов записал видеоролик о приготовлении и употреблении борща из сублимированных продуктов на Международной космической станции.

Поскольку все вкусные «хотелки» пропихнуть на международный уровень не вышло, Украина их внесла в национальный реестр нематериального культурного наследия. Вот, скажем, пшённая каша, томлённая с маслом и сахаром в духовке... Добавьте мак — и получите кашу «Зозуля» из упомянутого списка.

Там же — яворовский пирог с картошкой, гречкой и луком из Галичины, гуцульская брынза, сливовое закарпатское повидло. Там же — пляцинда: лепёшка с начинкой из сыра или тыквы, «позаимствованная» из румынской и молдавской культуры.

Украинскими, согласно реестру, считаются голубцы — и с мясом, и постные, с картошкой. Караимский пирожок с мясом тоже объявлен национальным достояние соседнего государства. Крымским караимам, наверно, было бы что сказать по этому поводу...

Попытки застолбить за собой вареники Украина начала около двух лет назад, пока они успехом не увенчались. Виноват кто? Конечно, Россия, где эти вареники вовсю едят, рассказывают об истории блюда. И даже памятники вареникам поставили: в Ейске Краснодарского края и в Сургуте (Ханты-Мансийский АО).

Почему-то не признаны пока украинским наследием галушки и сало. Наверное, просто не дошла до них очередь в стране, увязшей в «десоветизации» и «дерусификации».

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах