Крым посетил российский журналист, автор и режиссёр документальных фильмов о покорителях неба и космоса Алексей Самолётов. На встрече с симферопольцами режиссёр показал два своих фильма про Валентину Терешкову, Юрия Гагарина и рассказал, как погружался в советскую эпоху, пытался понять своих героев и что нового для себя узнал о первом человеке, побывавшем в космосе.
«Когда я смотрел финальную версию фильма, у меня возникло ощущение, что Гагарин живьём давал нам интервью», – рассказывает режиссёр Алексей Самолётов о своём фильма «Гагарин. Семь лет одиночества». Подобное чувство эта картина вызывает и у тысяч зрителей.
Этот документальный фильм вышел на экраны российских каналов ещё в 2014 году. Авторы таких работ и подробности съёмок, как правило, для масс людей остаются за кадром. По этому случаю, не дают десятки пресс-конференций, картину не крутят в сотнях кинотеатров, и не зарабатывают на ней большие деньги. Свою задачу, снимая фильмы про покорителей неба и космоса, Самолётов видит в другом.
Разбудить человеческое
Весной 2014 года, когда картина уже была готова, сын Самолётова заканчивал 11 класс. Режиссёр попросил директора школы разрешения показать фильм для старшеклассников.
В актовом зале арбатской школы собрались ученики 9-х -11-х классов – всего около 120 человек. «Сначала народ сидел в смартфоны играл. Потом я вдруг замечаю: а телефонов-то в руках уже ни у кого нет! – рассказывает режиссёр. – И когда пошёл финальный титр, вдруг эти 120 ребятишек встают и начинают стоя аплодировать. Мы не ожидали такого эффекта. И потом один из ребят сказал: «Гагарин понимал, что ему будет очень тяжело, но это нужно было для страны». Если это поняли 16-летние дети, значит, в них «что-то попало», уверен Самолётов.«И это московская арбатская школа, куда «каяны» и «мерседесы» привозят утром детей на занятия», – подчёркивает режиссёр.
В том году 5 ребят из школы поступили в военные университеты. «Видимо, что-то мы выцепляем человеческое в этих людях. Что-то происходит. И я готов класть себя на эту историю сегодня, завтра, послезавтра – насколько меня хватит, чтобы только она в людях будила человеческое», – рассказывает журналист.
Километры плёнки
Казалось бы, сколько фильмов уже снято о первом покорителе космоса, сколько книг и статей написано. Что можно сказать о нём нового?
«Мы не ставили себе задачу рассказать какие-то новые факты из биографии Гагарина. Просто на примере нескольких историй из жизни мы хотели показать, каким он был», – поясняет Алексей Самолётов.
Над фильмом о Юрии Гагарина команда Самолётова работала два года. Режиссёр считает его самой сложной своей картиной. Километры просмотренных записей, поиски голоса Гагарина, попытки понять внутренние переживания первого покорителя космоса, стремление вжиться в то время.
Сама по себе картина мало похожа на документальный фильм. Перед глазами зрителя настоящие воспоминания Гагарина, кадры уникальной кинохроники, места, которые он видит и о которых говорит, его голос, друзья, товарищи и коллеги, которые на определенных этапах жизни были с ним рядом.
«Мы взяли всё, что есть в архиве о Гагарине, – рассказывает режиссёр. – Я отсмотрел 300 коробок плёнки, Лариса Смирнова, которая монтировала этот фильм, отсмотрела порядка 250 коробок плёнки. Посекундно выбирался материал! То есть для того, чтобы 44 минуты фильма собрать, мы отсмотрели бешеные километры. Ты отсматриваешь эти километры, ты погружаешься в этот мир, становишься частью этого времени. Я когда смотрел финальную версию, у меня возникло ощущение, что Гагарин живьём давал нам интервью. У меня крыша уехала окончательно».
Режиссёр признаётся, что на определённом этапе необходимый материал сам начал идти к нему в руки, его уже не надо было искать. «Мы смонтировали кино, вдруг перед нами легла эта хроника цветная, снятая на Kodak . Кто её снимал, я до сих пор не знаю, но её передо мной положили, и она начала заполнять чёрные поля, которые остались в фильме», – рассказывает Самолётов.
В поисках голоса
В фильме Гагарин говоритл о себе в первом лице. За основу повествования создатели картины взяли книгу космонавта. А то, что было «за книжкой» вложили в уста людей, с которыми он встречался. «Дело в том, что в этом фильме «отсебятины» никакой лепить нельзя было. Её просто не должно было существовать по определению», – поясняет режиссёр. Но надо было ещё где-то найти настоящий голос Гагарина.
«Я полгода потратил на то, чтобы найти его голос. Я позвонил своей сокурснице Оле Матушкиной, завкафедрой сценической речи ГИТИСа. Оля два месяца искала голос. Нашла Лёшу Лысенко. Четыре месяца я вкладывал в Лёшу артикуляцию, интонацию Юрия Алексеевича, тексты. В результате мы получили голос Гагарина. Монтируя запись, звукорежиссёр уже не знал, где какой голос».
Работая над фильмом съёмочная группа сделала большое открытие для себя, которым позднее поделилась со зрителями. «Когда мы подошли к финалу этого фильма мы вдруг чётко для себя поняли, существует какая-то мистика во всём том, что мы делаем в последнее время. Я понял, что мы не должны сказать, но что должно быть в фильме».
В картине неоднократно говорится о том, что Гагарин хотел покорить космос снова: в его интервью, записях, поступках и рассказах друзей.
После двухлетней работы с «гагаринским» материалом, создатели фильма, не сговариваясь, пришли к выводу, что второго полёта у Юрия Гагарина не могло быть. «Его не может быть по определению. Потому что тогда бы он перестал быть Гагариным – первым и единственным».