Трудно сказать, замирают ли от ужаса водители из-за пределов Крыма, выворачивая на дорогу до Нового Света. А вот жители этого посёлка, что под Судаком, уже не первый год живут в ожидании самой настоящей катастрофы, дорога буквально осыпается в пропасть. Но пользоваться ею приходится, другой-то нет.
Без альтернативы
Ещё в украинские времена проезд по дороге Судак-Новый Свет ограничивали для большегрузов, а летом ещё и лимитировали для экскурсионных. И местные, и крымские власти регулярно сетовали, что надо бы дорогой заняться основательно — шутка ли, подпорные стены на самом сложном участке, возведены ещё в позапрошлом веке, узкая она, да и покрытие никуда не годится… Но все понимали, что от жалоб до выделения денег — пропасть не меньшая, чем уходящая вниз от этой самой дороги.
Инженер, занимающийся строительством дорог Антон Безматерных, недавно переехавший в Крым, заметил к дорогам на полуострове относятся небрежно: если заказывают выполнение ремонт, то список работ минимальный. «Нужно понимать, что во многих случаях необходимо увеличивать спектр работ, от водоотведения до укрепления, — говорит он. — А чаще всего просто снимают фрезой полотно и перекладывают его. Так, например, дорога на Ялту времен империи, в советский период была просто покрыта асфальтом. Думаю, отсюда множество современных проблем. Это касается и Судака и Нового Света. С обвалами необходимо работать комплексно, используя, например, набивные сваи. Они должны достигать твердой породы – скалы. Между ними положено засыпать камень, щебень, а старый грунт оставлять нельзя. Эти работы действительно могут стоит миллиарды рублей».
Счастье близко?
Два года назад показалось, что наконец-то на опасном участке (он свыше 2,5 км) вот-вот начнутся работы. Сначала речь шла об инженерной защите за 685 млн. руб. Потом служба автомобильных дорог Республики Крым оценила стоимость ремонта в более чем 1 млрд. руб. Затем стали говорить о полноценном ремонте, возможно, с расширением за 2,5 млрд. руб. В конце прошлого года Минтранспорта РК оценило работы уже почти в 3,3 млрд. руб. — видимо, учитывая то ли инфляцию, то ли масштаб разрушений, происшедших за время ожидания. И констатировало, что всё равно денег нет. Кстати, нет разрешительной документации: участок примыкает к особо охраняемой природной территории (заказнику «Новый свет»), ведомства и не смогли пока договориться о ремонте дороги.
Зато, что не может не радовать, что специалисты из Минтранса РК промониторили состояние дороги за последние несколько десятилетий и пришли к выводу, что она таки разрушается. Недавно к самому опасному участку единственной транспортной артерии Нового Света выезжала небольшая комиссия, констатировавшая, что ситуация серьёзная. Впрочем, такой она была и год, и два года назад.
Каждый день жители Нового Света, проезжая мимо опасного участка, с тревогой смотрят, как дорога становится всё уже, всё опаснее. Что будет, когда в посёлок поедут туристы и нагрузка на неё вырастет? Впрочем, даже гадать не надо: случись что, виноватых не окажется.