С самого детства жизнь любого человека обставлена многочисленными «не». Не лезь на дерево — упадёшь, не трогай собаку — укусит, не беги через дорогу — собьёт машина. Обычно, взрослея, мы стараемся предусмотреть уже другие жизненные риски — может, менее травматичные, зато «долгоиграющие». Но многие люди задыхаются в созданной своими же руками тихой заводи: скучно, господа, скучно…
А каково жить, когда риск — твоя профессия? Когда в огне не горишь, в воде не тонешь, но тяжёлый и кропотливый труд посторонним виден всего-то считанные секунды? Об этом «АиФ-Крым» расспросили каскадёра из Севастополя Игоря Буяновера, ставившего и исполнявшего трюки для десятков отечественных картин, в том числе и недавних блокбастеров - «Викинга» Кравчука и «Вурдалаков».
Каскадёры не идут за адреналином. Любой рискованный шаг наобум — глупость
Чужая глупость
Арсен Керменчикли, «АиФ-Крым»: Как вы считаете, действительно ли людям сегодня, особенно молодёжи, не хватает риска? В Интернете - множество роликов, где ребята бегают по крышам небоскребов, балансируют на краю, прыгают на ходу из электричек…
Игорь Буяновер: Нынешние дети находятся в плотном информационном пространстве. Их всё больше увлекают какие-то рискованные игры. Возможно, это — от ощущения бесцельности своей жизни, отсутствия каких-то важных ориентиров, попытки привлечь внимание — как родителей, так и незнакомых людей. Я, кстати, настороженно отношусь к тем, кто позиционирует себя как воплощение бесстрашия. Самый сильный инстинкт человека — выжить, сберечь себя. И, например, страх высоты — это нормальная, здоровая реакция. Если приходят молодые ребята и говорят: «Возьми меня к себе, я такое сделаю...» — это звоночек, что у человека, может, не все в порядке с головой. Без страха происходят неосознанные поступки, он может подставить не только себя, но и других: а пойду-ка я к краю крыши без страховки! И вот ломается ограда, кусочек бетона откалывается, «рисковый парень» срывается и погибает. А для чего? Я искренне не могу этого понять. Ведь в его жизни есть и другие люди, он рисковал не только своей, он рискнул дальнейшей жизнью всех близких людей. Они что, дали ему на это согласие?
— Но ведь вы тоже рискуете?
— Для меня риск — это шанс создать большие возможности, а не сокращать их впоследствии. Даже если вероятность успешного выхода мала, изучив цель и подготовившись, можно её повысить. Это правило годится для жизни в целом. Вот, например, вы решаете сменить работу, но не знаете, получите ли новую. Поэтому что? Правильно: готовитесь, оцениваете свои возможности, изучаете рынок труда, спрашиваете о вакансиях у знакомых. В общем, увеличиваете шансы на благоприятный исход вашего замысла. Так вот, каскадёры не идут за адреналином. Он, конечно, присутствует, но главное — безопасность. А бегать по крышам — глупый риск. Любой рискованный шаг наобум — глупость. Я как-то видел, как подростки поджигают себя, пытаясь повторить трюк с горением!
— А как, кстати, это делается?
— Каскадёра предварительно покрывают специальной смесью, которая даёт хороший отрыв пламени. То есть языки огня возникают на расстоянии около сантиметра от тела. Не все представляют, что здесь самое страшное — не контакт огня с кожей. Если обгорели руки-ноги, со временем они заживут, а ожог легких — страшная вещь, достаточно одного вдоха раскаленного воздуха. Здесь уже никто не поможет. К сожалению, подобные несчастные случаи случаются и в среде профессионалов.
Иногда мелочь — неучтённая, непредвиденная, может обернуться трагедией. Не так давно я участвовал в съемках фильма под Симферополем, там должна была слегка гореть деревянная декорация — стена. Мы, каскадёры, стоим у бойниц. Стену полили соляркой, она пропиталась топливом, появились испарения. И вместо того, чтобы потихоньку гореть, она вдруг вспыхнула! Счастье, что я предупредил ребят: не вздумайте вздохнуть, как бы не хотелось в этот момент, попросил отойти от бойниц. Если бы они остались стоять, закончилось бы все плохо.
Вышел в окно
— Правда ли, что некоторые киношные трюки используют в жизни, например, автовымогатели разыгрывают наезд на пешехода?
— Трюком я бы это не назвал, скорее — хорошими водительскими навыками. При «сбивании» важно умение водить, уйти правильно в занос. Важны выбранная скорость и место столкновения. Тот, кому предстоит быть сбитым, должен вовремя сгруппироваться. И даже если такая сцена хорошо продумана, всё равно есть вероятность, что она пройдёт не так — скажем, песка для заноса насыпано мало, каскадёр заступил за черту, где должна проходить машина.
— Вы когда-нибудь разыгрывали кого-то, используя свои навыки?
— Был случай, когда в гостинице я сделал вид, что обиделся и вышел в окно. Я-то знал, что там идёт труба и следующее окно рядом: взялся за трубу, встал на окно. Люди, которые побежали следом, не увидели меня, всё внимание было приковано вниз. Не могу сказать, правда, что эффект, когда я появился, превзошёл все ожидания. Удивление было, но к возвращению отнеслись спокойно: «А, ты здесь? Ну, идём к столу!» Собравшиеся знали, чем я занимаюсь, поэтому быстро пришли в себя. А вот я тогда сам себе сделал выговор: зря так поступил — откуда было знать, прочной ли была опора? Согласитесь, было бы глупо лететь вниз головой с трубой в руках и думать, почему она оторвалась.
— Были ли неожиданности, опасные для здоровья на съёмочной площадке?
Даже если ты неудачно упал, пока не крикнут «Стоп!», никто не побежит к тебе. Вдруг это — твой последний кадр и тебе его испортят...
— Не забуду съёмку одной сцены фильма «Ворон», где меня били топором в грудь. Рассчитано было, что топор пробьёт слой пенопласта сверху, а под ним у меня — бронежилет. Но здесь важно было не промахнуться актёру. Что, к сожалению, произошло на втором дубле. Хорошо, что не попал по ключице, мне удалось уклониться в последний момент, я упал головой вниз. Это было больно. Да, такие «рабочие моменты» случаются, каскадёры друг другу могут случайно сломать нос — а потом вспоминать это как курьёзную историю. А вот с актёрами сложнее. Их стараются обезопасить максимально от таких ЧП, в контрактах может быть прописано, что нельзя подносить к лицу героя руку ближе чем на 25 сантиметров.
Запомнилась ещё одна история, с высотным прыжком. Я должен был, убегая от погони, выпрыгнуть в окно. Я до последнего момента вижу только оконный проём, сжимаюсь для прыжка — и вдруг два парня хватают декорацию, чтобы унести! А ведь прыжок нацелен туда, внизу — подготовленная для моего прыжка поверхность, чуть в сторону — и можно разбиться. Успел в самый последний момент ещё сильнее оттолкнуться и закричать, чтобы они остановились. Так и вошёл в «окно», когда оно было у них в руках.
Недавно на Ай-Петри дублировал актёра, мне нужно было падать с обрыва. Веревка огибала снежный край и впивалась в него. Прыгнул несколько раз. И вдруг как толкнуло что-то, попросил проверить её состояние — а она на две трети уже перетёрлась.
— Могла бы случиться большая неприятность…
— Чтобы не случилась, мы должны всегда быть настороже. Каждый несчастный случай разбирается - не для того, чтобы найти виноватого, а для того, чтобы предупредить ошибки. Но даже если ты неудачно упал, пока не крикнут «Стоп!», никто не побежит к тебе. Вдруг это — твой последний кадр и тебе его испортят...