О том, каким спортом должна заниматься, по мнению окружающих, красивая стройная девушка, мнения могут быть разными. Когда Илона Биреш упоминает, что её призвание — сумо, и она — чемпионка Европы и мира, люди верят не сразу.
И просто красавица
Арсен Керменчикли, «АиФ-Крым»: Илона, почему выбрала сумо?
Илона Биреш: Семейное призвание. Родители были спортсменами, мой дядя — чемпион Европы по карате. Да я и сама была боевая. Родилась близ Кривого Рога, я сирота. Поэтому жила с бабушкой, она была в молодости легкоатлеткой. Её как-то пригласили в спортивный лагерь в качестве повара. Я с бабушкой поехала. Там меня заметил тренер по дзюдо, пригласил заниматься. Трудно было: на ходу, после школы, ела и шла шесть километров в спортивную школу — на дзюдо. А вдобавок меня дядя дома тренировал. Поначалу, как у всех детей, глаза горели, а потом разонравилось. Но тренировки дали свои плоды. Стала чемпионкой Европы по дзюдо. Потом пригласили попробовать заниматься сумо — получилось. В Швейцарии, на чемпионате Европы, заняла второе место.
— А в Крыму как оказалась?
— Попала на сборы. Впервые увидела море, горы, мне показалось, что я попала в рай. Знаете, бывает такое: приезжаешь куда-то — и чувствуешь себя, как дома. Вот у меня такое в Крыму случилось, очень хотела здесь остаться. Поступила сначала в колледж, а теперь уже учусь в университете, буду тренером-преподавателем.
— Сумоистки вроде бы должны быть дамами солидными, весомыми…
— А вот и нет! Есть различные весовые категории. Я борюсь в весовой категории до 80 килограммов. Недавно у меня была травма: при броске так получилось, что стопа осталась на месте, а колено ушло, порвала связки. Но ничего зубы сцепила и поехала с травмой на всероссийские соревнования. Три схватки я проиграла, а три все же выиграла, заняла третье место. Пока отдыхала и реабилитировалась после травмы, набрала несколько килограммов. Нужно сбросить — я хочу быть стройной и красивой, не хочу быть «классической» сумоисткой.
— Может, тогда лучше выбрать другой вид спорта или вообще уйти?
— А я была на грани этого — этим летом мне вставили в ногу железку, стянули связку. Врачи сказали: никаких нагрузок в течение полугода. И даже высказывались, что со спортом нужно завязывать. Я опустила руки, а вокруг все как будто специально говорили, что со спортом для меня покончено. Нет, я покажу всем, что это еще не конец. Думаю, если чего-то хочешь достичь, без травм не обойтись.
— Что в твоем рационе?
— Японские сумоисты питаются два раза в день, их рацион очень калорийный. Я же не стараюсь набирать вес. Важна техника, скорость, сила. Для тяжеловесов масса играет роль. Сладкое я не очень люблю, хлеб не ем, а вот мясо — да. Люблю овощи и фрукты. Перед соревнованиями соблюдаю режим питания, вес специально не набираю. Бывают такие моменты: хандришь, посмотришь на себя в зеркало — и не нравишься себе. Потом один день не ешь, другой, на третий вглядываешься в отражение и машешь рукой: да зачем себя голодом морить — ведь красавица!
Пусть меня на руках носят!
— Часто ли ты слышишь шутки о том, что сможешь мужа на руках носить?
— Да, бывало. Даже слышала: ты что будешь своего мужа бить? Смешно становится. Бить никого не буду, на руках носить — тоже, он пусть носит. Некоторые люди вообще к сильным женщинам негативно относятся, а мне нравится быть сильной. Нравится стоять на пьедестале, нравятся чествования, это заводит. Хочется еще раз подняться на постамент, постоять там, доказать, что я сильнее.
— Бороться с другой женщиной опасно?
— Схватки происходят очень быстро, от нескольких секунд до минуты. Бывают травмы — синяки, царапины. Было такое, что пальцы в глаза тыкали, разбивали нос в кровь. Чем сильнее начинаешь, тем больше шансов вытолкнуть противницу. А при этом сталкиваешься головами, разбиваешь брови, губы.
— Ситуация с федерациями и спортсменами, которые оказались перед выбором в 2014 году, отразилась на тебе?
— Много тренеров менялось, начали спорить из-за спортсменов, многие разругались. Нас поставили перед выбором: хочешь выступать — возвращайся на Украину. Но я хотела остаться здесь и осталась.
— Ты выросла без родителей вполне самостоятельным человеком. Как ты думаешь, сироты лучше подготовлены к жизни, самостоятельнее?
— Вот уж нет! Многие губят свою жизнь. Топят все свои беды в алкоголе, наркотиках. Помню, в школе хотелось, чтобы родители пришли, поддержали. Мамой и папой мне была бабушка.
Хотя разные люди встречаются. Когда переехала в Крым, стала жить в спортивном общежитии, из которого меня всё собирались выселить: якобы мой вид спорта не олимпийский. У меня была прописка в общежитии. Мне не было у кого прописаться, чтобы хотя бы встать в квартирную очередь. И тут такое случается: мне выделили квартиру. Позвонили из строительной компании, говорят: есть квартира на десятом этаже, вас устраивает? А я отвечаю: «Вы что, номером ошиблись?» Мне все объяснили, я от радости согласилась бы хоть на 30-й этаж. Оказывается, крымское правительство и строительная компания выделили мне за спортивные заслуги жильё.
— Долголетие в спорте редко случается, ты думала, что будет дальше?
— Сначала закончу университет. Мечтаю увидеть Японию, но жить буду только в Крыму. Чтоб была семья, дом, уют. Представляю себя на берегу моря, садик свой, огород, яхту — и можно стареть. Мне кажется, что когда спорт брошу, начнётся старость. Много моих одноклассниц, одногруппниц вышли рано замуж. Родили детей и сидят дома, ничем не занимаются, ничего не делают. Мне сложно представить себя такой, без любимого дела. План у меня очень простой: стать независимой, самостоятельной и просто хорошим человеком.