Бизнес должен перевести все вывески на кириллицу до марта 2026 года. Вывески на заведениях торговли и общепита теперь должны быть исключительно на русском, чтобы креативный задор предпринимателей не вносил диссонанс в общую архитектурную картину местности. Для этого в конце прошлого года разработали соответствующий закон, а в Крыму и специальный проект. О том, как идет процесс по внедрению русской идентичности – в материале «АиФ-Крым».
Наш алфавит
Крым хочет стать привлекательным и в плане языкового однообразия. Это касается замены вывесок, на которые туристы и местные жители обращают внимание в первую очередь. Иностранные слова не вписываются в российский колорит. А те, что закрепили - постепенно удаляют.
Речь идет о пилотном проекте, который запустили в поселке Красногвардейское в конце прошлого года. Инициаторы – сенаторы от Крыма Сергей Цеков и Ольга Ковитиди. Итоги уже есть. На пилотной территории заменили 90% вывесок. Хороший пример для Крыма, но у некоторых есть отговорка – исключение в Законе №168-ФЗ, в соответствии с которым торговые марки не попадают под перевод на русский манер.
«Это неправильно. Я считаю, что они должны быть на кириллице. В интересах либералов пытаются объяснить, что это сделано из-за чрезмерной нагрузки на предпринимателей. Нельзя, надо дать им работать и так далее. Люди многие находятся на передней части обороны, рискуют жизнями, защищая нашу идентичность, а мы так жалеем предпринимателей, что они не хотят защитить нашу идентичность, заменив вывеску, переведя ее на русский язык, кириллицу», - отметил Сергей Цеков.
Общекрымский стиль
Борьба с англицизмами идет по всему Крыму, но постепенно. Самым «пестрым» до сих пор считается Симферополь. Как борются в столице Крыма с нелюбителями русского языка? Новые вывески не на кириллице не проходят проверку администрации, а за ранее сделанные конструкции штрафуют.
«За нарушение закона о рекламе - а вывеска на иностранном - это явное его нарушение, теперь предусмотрены значительные санкции. Индивидуальным предпринимателям грозит штраф в размере от четырех до 20 тысяч рублей, а юридическим лицам от 100 тысяч до 500 тысяч рублей», - пояснила начальник отдела защиты прав потребителей управления Роспотребнадзора по Крыму и Севастополю Виктория Воронова.
Такая схема наблюдается повсеместно. Правила благоустройства распространяются на все населенные пункты полуострова. Активные изменения, по словам председателя Госсовета Крыма Владимира Константинова, происходят в Алуште, Феодосии, Ленинском, Нижнегорском, Раздольненском, Черноморском и Красногвардейском районах, многие крымские предприниматели идею поддерживают.
«Изменения копеечные, скажем откровенно. Поменять вывеску для крупного предприятия стоит около 50 тысяч, для маленького 10 тысяч. Это не имеет большого значения. Не обязательно это прямо завтра сделать, но очень важно понимать, что сделать это надо», – считает Владимир Константинов.
Положительный пример идентичности уже демонстрирует Алупка. Там в ходе масштабной реконструкции исторический центр города довели до русского единообразия. Теперь все вывески гармонично вписываются в архитектурный ансамбль.
У предпринимателей в запасе есть еще полгода. И все вполне могут успеть сделать Крым очищенным от визуального сора.