Напрасный труд — искать в Крыму пещеру, где... сидел дракон. Даже легендарный. Собранное исследователями полуострова и этнографами крымское фольклорное богатство обычно «привязано» к какому-то зерну реальности. К историческим событиям, конкретным людям и местам, человеческим качествам — доблести, честности, трусости, подлости.
Но всё-таки кончик драконьего хвоста в Крыму имеется. И «АиФ-Крым» попробовали за него ухватиться...
Страшный и злобный
Первое, что вспоминается при слове «дракон» — история о девушке Анастасии и чудовище в пещерном городе Качи-Кальон. Хотя экскурсоводы и выдают её за старинную крымскую легенду, это «новодел». В обойме таких же баек рассказ появился примерно во второй половине 80-х годов прошлого века. Интересно, что само чудовище получилось разное по описанию. То многолапый косматый зверь, то змееподобное существо, то огромный дракон.
В Качи-Кальоне существовал средневековый монастырь, построенный, предположительно, в VIII веке. И действовал он даже во времена Крымского ханства. В упадок он пришёл в XVIII веке, его уже знали, как скит с несколькими отшельниками. Возрождён он был в середине следующего века.
Сокровище Павловского кургана
К этому кургану директор Керченского музея Александр Люценко присматривался давно. В окрестностях города немало невысоких, больших и даже огромных курганов. Но вот этот, получивший собственное имя — «Павловский» (он возвышался на одноимённом мысе), размерами впечатлял. 12 метров высоты и 64 метра в диаметре у основания! И он, и стоящие рядом «родственники» относились к одному времени — IV веку до нашей эры: золотому времени Боспорского царства.
Раскопки начались весной 1858 года.
Предчувствия не обманули. Гробница гигантского кургана оказалась нетронутой. Ни мародёры древности, ни копатели, действовавшие в Керчи и окрестностях, до неё не добрались.
Роскошный деревянный саркофаг занимал всю погребальную камеру. Он был повреждён упавшими с потолка плитами, но археологи смогли оценить его роспись, сохранившуюся кое-где на стенках позолоту, инкрустированные янтарём карнизы и консоли.
«Изголовье устлано деревянными стружками: на них лежит опрокинутый несколько в правую сторону и раздавленный череп молодой женщины, — описывал содержимое саркофага Александр Люценко. — Найдены: пара золотых подвесок, изображающих крылатые женские фигуры и золотая диадема, вытисненная наподобие женской причёски с колечками посередине и по концам. Далее ожерелье из тончайшей золотой плетёнки с подвешенными к ней трёхсторонними стрелочками...»
На левой руке женщины оказалось три золотых перстня. Один — двусторонний: с изображениями танцующих женщин и... дракона. Причём морского: он будто плывёт в море, окружённый рыбами и дельфинами. Сюжет не уникальный, но и не частый в изделиях античных мастеров. И в Крыму в разное время находили бляшки, кольца с изображениями морских драконов.
Вещи из Павловского кургана были отправлены в столицу, и сейчас находятся в собрании Государственного Эрмитажа.
«Мы его видели!»
Самый знаменитый дракон Крыма — Карадагский змей. О таинственном обитателе Чёрного моря, который время от времени показывается на глаза «очевидцам», туристам рассказывают немало.
Само собой, что со ссылками на «факты» и «очевидцев». Есть публикации с перечнем таких свидетельств, где собраны от десятка до полусотни случаев с именами, фамилиями и обстоятельствами наблюдения за таинственным чудовищем. Одни очевидцы честно признавались, что видели нечто большое, длинное и плывущее, другие описывали огромное существо с длинной шеей и даже роговыми наростами на туловище.
Чаще всего отмечали появление морского дракона или даже уцелевшего со времён мезозоя плезиозавра (!) в районе Карадага. Отсюда и название чудовища.
Все свидетельства можно разделить на показания тех, кто видели нечто неопознанное — и откровенные выдумки. Либо переиначенные собирателями «драконьего фольклора» рассказы.
В 2019-м «змея» видел инженер по защите и охране леса Карадагской научной станции им. Т. И. Вяземского — Карадагского природного заповедника РАН Дмитрий Новиков. С вершины Хопа-Тобе смотрел вниз, и вдруг заметил что-то длинное и тёмное, выползающее из грота в море. Он спустился вниз и попросил знакомого подойти к этому месту на катере. И вылазка оказалась удачной, поскольку тёмной змеевидной лентой оказался большой косяк горбыля!
Из вещественных доказательств существования Карадагского змея «поклонники» чудовища приводят рисунки и фотографии туши дельфина, сделанных в 1990 году на Карадагской биостанции. Именно туда доставили рыбаки запутавшееся в сетях мёртвое животное, на теле которого были видны следы огромных зубов. Кусок живота — около метра — будто отхвачен одним укусом. Пасти с таким содержимым нет ни у кого в Чёрном море! И второго дельфина с похожими повреждениями через год привозили показать учёным.
Увы, но эта загадка давно раскрыта. Погибший дельфин стал обедом для черноморских акул — катранов. Эти метровые рыбы не проплыли мимо «угощения». И туша пробыла под водой достаточно долго для того, чтобы многочисленные укусы слились в один отпечаток. И производили впечатление одного укуса огромными зубами.
На кончике копья
В 1982 году при раскопках могильника Лучистое археологи обнаружили два интересных медальона. На обоих сторонах были отштампованы изображения. На одной — Святой Мина. Этот великомученик, пострадавший за веру, был погребён в Египте. Из храма его имени, возведённого у гробницы, по всему миру расходились освящённая вода и масло. Считалось, что они могут исцелять. И медальоны с изображением святого могли скрывать внутри какую-либо реликвию.
А вот на второй стороне был виден всадник, поражающий копьём... Нет, не дракона. И не змея. У копыт коня — схематично прорисованная, но всё-таки человекоподобная фигура.
Могильник Лучистое использовался жителями Крыма в VII-VIII веках. А привычный нам образ Георгия Победоносца, убивающего страшилище, церковь официально утвердила в середине IX века. Но до него в небесном воинстве было достаточно тех, кто выходил на борьбу со злом и изображался на коне, с копьём и с «символом зла» под копытами скакуна.
Заведующая отделом истории и археологии древнего и средневекового Крыма Научно-исследовательского центра истории и археологии Крыма КФУ Эльзара Хайрединова провела обстоятельное исследование медальонов с этого некрополя.
После обнаружения первых двух, археологи нашли в других погребениях ещё четыре. Союз Святого Мины и неизвестного всадника — сочетание, которое ранее учёным не встречалось. То есть, реликвия должна была одновременно способствовать исцелению и защищать от зла.
Эльзара Хайрединова предположила, что силуэт под копытами коня всадника — демон Гиллу. Поверье о том, что это существо в женском обличье забирает силы беременных женщин, новорождённых и их матерей, было распространено в древней Византии. И мог добраться до Крыма, который находился под влиянием великой империи.
Считалось, что спасти от происков Гиллу могла специальная молитва с упоминанием всех имён демона. Или освящённая реликвия со всадником, поражающим копьём демонессу.
В разных уголках мира находили похожие изображения, в том числе более тщательно прорисованные: на них — связанная женщина под копытами коня. Этот символ зла со временем превратился в другой — дракона или змея.
Медальоны как раз находили в могилах женщин и детей: увы, они не уберегли их от болезней и смерти.