Только женщина способна через десять, тридцать, пятьдесят лет до мелочей описать платье, которая надела на свой выпускной бал, первую взрослую прическу, мальчика, пригласившего на танец, натершие ноги туфли, смесь страха и восторга: наконец-то взрослые! Как же одевались наши прабабушки, бабушки и мамы на выпускной?
Мама главней
И сто лет тому назад весна начиналась с тревог и волнений для мам будущих выпускниц. Благо, к тому времени, например, в Симферополе было немало частных школ, женская гимназия; в других крупных городах процветали школы-пансионы для девиц, институты.
Балы, либо выпускные вечера тогда проводили, но это были очень формальные мероприятия: много речей, награждение отличившихся, чуть-чуть танцев, допускался небольшой концерт силами выпускниц, репертуар заранее утверждался начальством.
Итак, первыми суетиться начинали мамаши, сооружая выпускной туалет… для себя. Почему? Да потому что они могли себе позволить любые фасоны, ткани и расцветки. Именно мамы на выпускном вечере были «лицом семьи». А сами виновницы торжества одеты были почти одинаково: скромное, «молодой девушке присущее» белое платье. Только белое! Конечно, ежели вы имеете лишние деньги, можно выбрать и ткань подороже, и отделку поизящнее, и портниху можете нанять поискуснее. И все-таки ваша дорогая девочка не могла выглядеть более роскошно одетой, чем ее подруга.
В то время правила о том, что кому носить, соблюдались строго. Не только на свой выпускной бал, но и вообще девушка не могла надеть платье из пёстрых ярких тканей. Только пастельные, нежные тона. Да сами взгляните, что рекомендовано было знатоками моды в газете «Южный курьер» в сезоне 1900 года:
«Всюду царят легкие, воздушные ткани — шелковые муслины, тюли и кружева светлых цветов. Вот, например, изящный туалет из бледно-розового льна, по которому разбросаны большие букеты цветов. Взгляните на платья для молодых девушек. Туалет цельный из белого льна с кружевными вставками внизу юбки, корсаж с застежкой сбоку и с бантом на шее из той же материи с кружевами же. Шляпка из итальянской соломы, отделана розовым и зеленоватым газом вперемежку с большими белыми цветами…»
Что волновало
Но не думайте, что только парадные туалеты волновали родителей! Точно так же, как и сегодняшние мамы-папы, они переживали, как пройдут выпускные экзамены. Эти волнения даже выплескивались на страницы газет: писали об интригах в той или иной гимназии, то о несправедливости начальства, то оспаривали награды, присужденные первым ученикам. «Мамаши - в обмороке, папаши - в отчаянии, да и посторонние люди диву даются, видя такие строгости, — писала газета «Салгир», — Мы от души желаем, чтобы память об единицах и нулях скорее сгладилась у нашей учащейся молодежи».
Постарайтесь припомнить, ведь казался вам следующий же день после выпускного вечера шагом в неизвестное? Знаете, это ничто по сравнению с тем, что переживали наши прапрабабушки. В то время были популярны закрытые женские учебные заведения. Там учились девушки самых разных сословий и вероисповеданий. Таким был, к примеру, Керченский Кушниковский институт. Чтобы «сохранить добрую нравственность девиц», воспитанниц не отпускали из института никуда до самого выпуска. Даже на каникулы. А теперь представьте себе девушку, которая несколько лет провела отрезанной от мира. Вот она стоит в своем белом платье, слушает, как одна из воспитанниц произносит благодарственную речь в адрес начальницы: «Как долго, с каким нетерпением мы ждали этого дня, чтобы принести наш привет той, которая в продолжение стольких лет заменяла нам заботы нежной любящей мамы…» Конечно, все мысли — уже там, на воле, но как страшно покидать эти стены!
Эволюция наряда
- С середины 1920-х годов: время было бедное и трудное. Такое событие, как окончание учёбы, не принято было широко отмечать. Приходили чаще в будничной одежде, либо из сундуков вынимали сбережённые матерями наряды, перешивали старые платья. Платья длинные, в сёлах сохранилась мода на отделку рюшами.
- 30-е: белый, кремовый, розовый считаются не только праздничными, но и летними «девичьими» цветами. В почёте - ситец с неброским рисунком. Платья длиной до середины голени и ниже, часто — с отложными воротничками, рядом мелких пуговиц на груди. Сельские девушки не отказываются от платков, причём не закрываются ими «наглухо», а красиво повязывают, открывая волосы.
- 50-е: мода на широкие многослойные юбки и обтягивающие лифы до Крыма докатилась, благодаря его курортному статусу, очень быстро. Платья шьют не только однотонные, но и в горошек, полоску, с другим узором, материал выбирают светлых тонов. Счастливицы, которым удалось достать креп-жоржет или шифон, щеголяют в нарядах с чехлом из полупрозрачной ткани. Девушки практичны: в выпускном платье можно ещё много лет отмечать торжественные события.
- Конец 60-х – начало 70-х: царство мини, голых коленок, элегантных трапецевидных силуэтов. Выпускницы отдавали, опять-таки, предпочтение светлым тканям, чаще - белым. Выпускные платья были простого кроя, без громоздкой отделки.
- Вторая половина 70-х – начало 80-х: плиссированные юбки, присборенные рукава, длина платьев ниже колена. Девушки отдают должное пастельным цветам: персиковому, нежно-голубому, розовому, бледно-лиловому.
- Начало 90-х: выпускницы «открыли» для себя западных поп-звезд, они стремятся сверкать, блистать, выделяться. В ходу ткани с люрексом, всё синтетическое, но блестящее, фасоны выбирают самые разные, ориентируясь на увиденных по телевизору кумиров.
Комментарий
Модельер, главный художник Государственного академического музыкального театра Республики Крым, лауреат Государственной премии РК Злата Зирцес:
«Каждая девочка хочет быть особенной во время своего выпускного, и её выбор зависит от многих слагаемых: моды, вкуса, влияния окружающих, материального достатка, желания реализовать свою мечту. Нашим детям сейчас кажется, что самое крутое в жизни — красная дорожка где-нибудь в Каннах, по которой идут знаменитости. А знаменитости тоже стремятся выделиться, они эпатажны, порой - в безумных костюмах. Такие наряды часто театральнее, чем в театре! А девочкам кажется: вот он, передовой край моды.
Я занималась раньше выпускными платьями и отговаривала девочек от прозрачных чёрных платьев, объясняла, что наряды неуместны: куда они идут — в казино или на вручение аттестатов в школьном спортзале? Выбор чёрного цвета меня, кстати, всегда удивлял — для Крыма, для выпускного вечера? И редко кто из девушек готов отказаться от своей идеи в пользу практичности, они готовы к тому, что в гардеробе появится платье, висящее «мёртвым грузом». Приходит девочка с картинкой из интернета: шикарное гипюровое платье от кутюр, твердит, что хочет такое же. А куда даже в Симферополе в нём потом пойти? Нет у нас заведений, где такой наряд выглядел бы уместным. Как говорится, «не для нашего колхоза». Но их я понимаю: хочется иногда в жизни пойти наперекор логике, практичности.
Я за то, чтобы девушка оставалась девушкой, подчёркивала все свои плюсы, а не недостатки. Ещё был случай: выпускница принесла картинку с Наоми Кэмпбэлл в платье-«чулке» — мол, хочу такой наряд! А девочка плотненькая, но не хочет понять, что к такому платью должна осанка, ноги, талия, попа, грудь Наоми.
В каждом классе несколько выпускниц обязательно выбирают «невестино» или «принцессино» платье, иногда берут напрокат в свадебных салонах. Насколько оно идёт им, насколько удобно провести вечер в платье на кринолине — другой вопрос. Как и в отношении обладательниц невероятных декольте и разрезов до талии. Им по семнадцать лет, им безумно хочется хоть на один вечер стать яркими, красивыми так, как они видят сами. Для кого-то выпускной — это вообще единственный шанс в жизни надеть такое нарядное платье, куда она потом выйдет принцессой? Разве что дождаться своей свадьбы.
Наверное, оценивать выпускные платья можно только с одной позиции — насколько это радует самих девочек, насколько себе кажутся они прекрасными Золушками, принцессами, роковыми красотками».