В конце ноября сотрудники транспортной полиции Крыма задержали троих молодых людей, разрисовавших баллончиками электровозы в одном из депо Симферополя. Парни покрыли бессмысленными надписями несколько вагонов. Теперь в отношении них возбуждено уголовное дело по статье «вандализм». Подобные шалости очень часто портят городское имущество Симферополя, а впоследствии – биографии «пойманных с поличным» уличных художников.
Мастера и пакостники
Простая надпись на стене называется «тэг», рисунок сложнее и крупнее - это «бомба», потому что делается быстро: нарисовал и скрылся. Любители более детальных и тщательных рисунков — «райтеры», чаще стараются использовать так называемые «легальные» стенки: места, где можно безнаказанно порисовать или те, которые предоставляет город.
В прошлом «райтер», а теперь студент-художник Алексей говорит, что понимает возмущение людей: в среде граффитчиков тоже существуют свои правила.
«Есть определенная солидарность, может даже кодекс, между «райтерами» — они не перекрашивают работы друг друга. Нельзя разрисовывать памятники архитектуры, просто памятники и частные дома. Я думаю, раздражение вызывают подростки или школьники, которые считают это просто модным. Они берут баллончики, маркеры — пошли хулиганить. Не всегда на граффити люди реагируют негативно. Скажем, человек ходит одним и тем же путем на работу, и неожиданно перед ним появляется новый рисунок, который меняет его настроение, заставляет задуматься. Это и есть цель для художника. Городу стоит уделить внимание этим ребятам, выделяя стены и заборы для граффити, это, конечно, не избавит от них целиком, но часть из них решит».
Преподаватель художественного училища имени Самокиша Денис Жерибор встречает в городе разные работы, но художественную ценность несут лишь немногие. «Через какой-то графический символ художник хочет донести свою мысль до зрителя, — объясняет он. — Я к этому отношусь нормально, но есть объекты, которые должны избежать этой участи. Если получается вписать рисунок в городской ландшафт — отлично. Например, когда к элементу на стене дорисовывается персонаж, который по-иному представляет дефекты здания, порой получаются очень интересные работы. Некоторые граффити поднимают социальные проблемы. Можно увидеть, например, на наших улицах простую надпись: «Хватит бухать!» Посыл-то ведь правильный! Конечно, ничего художественного здесь нет, но зато присутствует острая реакция на стиль жизни многих людей».
Художниками в классическом понимании граффитчиков вряд ли можно назвать, считает Денис, но они могут раскрыться как графические дизайнеры или специалисты по плакату.
Наказание без предупреждения
Один из самых изрисованных городов полуострова — Симферополь, различные официальные делегации, побывавшие в гостях у городских властей, замечают именно эту особенность. Не только периферия, но и центр скрылись под слоем разноцветных загогулин.
«Нужно формировать в людях любовь к своей малой родине — городу, — считает исполняющий обязанности руководителя инспекции по благоустройству Симферополя Сергей Гречанников. — Тем, кто хочет самовыразиться, следует предоставить площадки. Обязательно проведем переговоры с предприятиями, у которых большие площади заборов, чтобы отдать их для росписи. Но обязательным условием будет рисунок со смыслом. Легче купить краску этим ребятам, чем каждый раз закрашивать их художества».
Владельцев зданий, которые не приводят в порядок свои фасады, будут принуждать содержать их в чистоте. В горсовете обещают использовать все возможные рычаги, чтобы воздействовать на нерадивых арендаторов или собственников. Но предприниматели не согласны с таким подходом, для многих это одна из крупных статей расходов, которую можно было избежать. Чистая стена в центре города долго таковой не остается, даже камеры видеонаблюдения не помогают отыскать «художников».
В украинском административном кодексе штраф за разрисованные стены в пересчете на рубли составлял около 150, такой суммы даже на краску не хватало. В российском правовом поле наказание гораздо жестче: штраф от 20 тыс. до 40 тыс. рублей за административное правонарушение. Но оно может быть квалифицировано как вандализм — уже по Уголовному кодексу. А здесь наказание серьезнее. Это штраф от 40 000 рублей, либо обязательные работы на срок до 360 часов, или исправительные работы до 1 года, а возможен арест до трех месяцев.
Старший инспектор по связям с общественностью горотдела полиции Симферополя Оксана Сорокопудова объясняет, что все зависит от того, на чем было нарисовано и суммы ущерба. «Если собственность – общественная, например, музей или троллейбус, это уголовная ответственность. Если офисное здание разрисовали, сумма ущерба, предположим, 1500 рублей — это административное наказание. В законах РФ относительно подобных правонарушений нет предупреждений, сразу наступает ответственность. Юный возраст тоже не избавит от ответственности, за несовершеннолетних будут отвечать их родители».
Правда, поймать граффитчиков очень тяжело, если только удастся задержать с поличным. К сожалению, на улицах очень мало видеокамер.
«Выделение городом легальных площадей не решит проблемы. Граффити — это желание оставить какой-то след и остаться инкогнито. Граффитчики хотят, чтобы их творение осталось на центральной улице, чтобы это видели. Все равно будут лезть куда-то. Чем больше мы рассказываем, что так нельзя делать, тем больший интерес. Часто это протест против родителей, если родители еще и авторитарные. Если в семье демократические отношения, то вряд ли ребенок возьмется за баллончик. Подросток не может представить последствий своего поступка, это связано с отсутствием жизненного опыта. Хотя среди граффитчиков можно встретить парней 25 лет и старше. У них иные мотивы, например, желание быть плохим, ощущать себя «крутым».