После того, как Крым потерял массового туриста из Украины, в первую очередь обезлюдели пляжи и гостиницы его восточного побережья. По данным Минкурортов РК, в этой части полуострова сейчас предпочитают останавливаться не больше 20% отдыхающих.
Уже не тупик
Впрочем, и раньше крымский восток нельзя было назвать местом паломничества туристов, а Керчь так и вовсе была «транспортным тупиком». Но после введения в эксплуатацию моста и трассы «Таврида», уверен председатель «Ассоциации туроператоров Крыма и Севастополя» Борис Зелинский, тупик превратится в главные транспортные ворота полуострова.
«Крупный отельный бизнес до сих пор не заходил на Керченский полуостров, потому что ему просто негде там развернуться, — пояснил он. — Потребности туристов, которые сейчас едут туда, в основном, «дикарями», вполне удовлетворяют небольшие частные гостиницы. А вот после постройки моста сюда устремятся, в первую очередь, жители «прилегающих» регионов Южного Федерального округа. Их много, они мобильны, платёжеспособны и, конечно, требовательны».
Ну а пока что массовый турист посещает Керченский полуостров, как правило, в экскурсионном формате, набегами. И керченские власти, видя, что деньги утекают сквозь пальцы, наконец, решили создать условия для того, чтобы туристы оставались в городе-герое.
Первый проект они запускают совместно с «Восточно-Крымским историко-культурным музеем-заповедником».
«Уже в этом сезоне в городе планируем ввести в обращение «Карту гостя Керчи», — рассказывает учёный секретарь ГБУ РК «Восточно-Крымский ИКМЗ» Людмила Блинова. — Смысл проекта в том, что, расплачиваясь этой картой в ресторанах, отелях и увеселительных заведениях, туристы накапливают бонусы, которые смогут потратить на посещение объектов нашего музея. Переночевал в гостинице, позавтракал, сыграл в боулинг — и можешь бесплатно посетить картинную галерею, музей или Аджимушкайские каменоломни».
В самом заповеднике, по примеру основных туристических столиц, к лету запустят программу «Сити-тур».
«Сегодня не до всех наших объектов, разбросанных по территории в несколько сотен квадратных километров, можно добраться на общественном транспорте, что для туристов, конечно, не удобно, — говорит Людмила Блинова. — Поэтому будут ходить экскурсионные автобусы по разным маршрутам, рассчитанным на разное время. Турист сам выберет, что именно он посмотрит, а мы подберём ему оптимальную транспортную схему».
Неизвестный край
Впрочем, не Керчью единой хорош Восточный Крым. По словам заместителя министра курортов и туризма Крыма Людмилы Бабий, в прошлом году в программы пресс-туров для журналистов и блогеров впервые включили посещение объектов Керченского полуострова, а на май запланирован выезд представителей прессы, который пройдёт исключительно по восточной части Крыма.
«Мы покажем места, которых нет в путеводителях, но которые прекрасно знают наши краеведы, — говорит она. — Сейчас определяем локации в Ленинском районе, куда будем заманивать туристов, приехавших к нам по мосту».
Есть в этом году у крымского востока еще одно преимущество: в соседнем Краснодарском крае летом будут проходить матчи ЧМ-2018. Возможно, часть любителей футбола, которые прежде планировали отдыхать на кавказском побережье, просто пересекут Керченский пролив по мосту и осядут в Керчи и Ленинском районе.
Кстати, анализ туристического потока в Крым на новогодние праздники показал, что ЮБК — уже не такой бесспорный лидер, каким был всегда.
«Мы отмечаем заметное перераспределение турпотока с Южного берега Крыма в сторону западного и восточного побережья, — сообщил министр курортов и туризма Республики Крым Вадим Волченко. — Это связано как с интересными событийными мероприятиями в этих регионах, так и с желанием россиян получше узнать полуостров».
По словам председателя комитета Госсовета Крыма по санаторно-курортному комплексу и туризму Алексея Черняка, дольше всего после окончания сезона туристы оставались именно в Ленинском районе.
«Да и открыли сезон здесь же, первые гости полуострова приезжали именно на Керченский полуостров, потому что Азовское море быстрее прогревается, — напомнил он. — Планируем развивать систему автокемпингов, разрабатывается программа придорожной инфраструктуры вдоль трассы «Таврида». Это будут многофункциональные центры с пит-стопами, отелями, туристические информационные центры, сувенирные ряды и тому подобное. Кроме того, российский инвестор начал создавать в Крыму сеть электрозаправок».