Прошлый туристический сезон ожидания многих крымчан, занятых в сфере туризма, не оправдал, хоть и отметился весьма серьезными поступлениями в бюджет. На что рассчитывают летом 2018 года чиновники и турбизнес?
Дорогие билеты
В этом году отельеры ожидают, как ни странно, большего потока желающих отдохнуть в Крыму. В целом, по данным Ростуризма, объём поездок как за границу, так и внутри страны увеличился. Интерес к путешествию по просторам родины вырос на 3%. Но именно на полуострове это не сказалось: количество отдохнувших в Крыму по сравнению с предыдущим сезоном уменьшилось на столько же процентов — а это почти двести тысяч человек.
«Чистота пляжей и городов, логистика, обустройства парков, доступности объектов показа — это то, чем совместно с муниципалитетами и другими ведомствами занимается Министерство курортов РК, — говорит министр курортов и туризма Крыма Вадим Волченко. — Но многое просто не зависит от Крыма: например, стоимость авиасообщения, особенно во время сезона, она высока».
Зимние перелеты в Крым из Москвы стоят до 5 тысяч рублей, а летом цена может достигать 14-20 и даже 30 тысяч рублей за билет. К тому же стоимость билета повышается ближе к дате вылета, хотя должно быть наоборот. В Министерстве курортов РК рассчитывают на федеральную помощь. Но ожидать, что цены на перелет снизятся уже в этом году, не стоит, хоть и этот вопрос активно обсуждается.
«Любой бизнес зависит от транспортной логистики, — объясняет председатель комиссии Госсовета РК по санаторно-курортному комплексу Алексей Черняк. — С запуском нового терминала аэропорта, автомобильного железнодорожного сообщения возможность принимать туристов составит 8-10 миллионов человек ежегодно — это будет 8-10% от всего турпотока России. В этом году ожидаем порядка 6 миллионов, это с учетом наших возможностей в размещении».
Ориентир на автотуриста
С такой объёмной «туристической мечтой» нужно думать и о том, откуда появятся дополнительные отельные мощности. Алексей Черняк прогнозирует, что в ближайшие десять лет, при той заинтересованности, которая остаётся на сегодняшний день, территории, которые подходят для приема туристов будут застроены. Будет огромная конкуренция между малыми и большими отелями.
Поэтому так важно «вытащить на белый свет» всех, кто работает нелегально. Сделать так, чтобы бизнесу было выгодно работать в «белую». Чтобы люди видели, на что расходуются их деньги. Иначе всё, что будет сделано в Крыму, окажется бесполезным в конкуренции с другими туристическими регионами.
«Переориентировка отелей на автотуриста проблематична, вряд ли есть достаточные площади для укрупнения парковок, — отметила председатель ассоциации малых отелей Крыма Наталья Пархоменко. — Простота самого приезда в Крым не исключает внутренних проблем. И с открытием моста необходимо подготовиться именно городам: дорога по побережью в Феодосии уже сейчас отмечена огромными пробками. Но если сосредоточиться на перенаправлении турпотоков, будет развиваться западное побережье. Автотурист — мобильный, он может путешествовать по всему Крыму».
«Это серьезный вызов для крымского бизнеса и огромные возможности, — подытоживает Вадим Волченко. — Нужны автомобильные кемпинги, мы добиваемся и добьемся от муниципалитетов восточного Крыма выделения конкретных земельных участков, проведём прозрачные конкурсные процедуры для их создания. Но и о транспортной доступности курортов для тех, кто прилетает на самолёте, забывать не будем».