Примерное время чтения: 4 минуты
1012

«Мокрый» закон. Как Крым наводит порядок в системе орошения

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 39. АиФ-Крым №39 30/09/2015

Пойдёт ли на полуостров «большая вода», заработает ли Северо-Крымский канал, никто не знает. Но, оказывается, республике всё равно необходим закон о мелиорации.

Больше не получится

Заместитель председателя Госкомитета по водному хозяйству и мелиорации Крыма Владимир Лысенко объясняет, что отчасти закон необходим для того, чтобы привести «к общему знаменателю» все нормативные акты, связанные с мелиорацией земли. В каждом субъекте РФ на местном уровне приняты похожие документы. За основу взяли федеральный закон России и закон о мелиорации, принятый в Краснодарском крае, а также крымские реалии. «Проект закона определяет полномочия как государственных органов власти, так и местного самоуправления, — сообщил Владимир Лысенко. — А также ответственность юридических и физических лиц за использование мелиоративных земель. Это основные направления закона». До 25 сентября в законопроект будут приниматься поправки от экспертов, ученых и общественников.

В Крыму до января 1991 года насчитывалось 400 тыс. га орошаемых земель. Вода из канала давала возможность выращивать даже влаголюбивые культуры, развивать животноводство. После распада СССР хозяйства хирели, распадались, многие земли оказались брошенными. Уже меньше половины полей, около 136 тыс. га, «питались» днепровской водой, ухудшилось плодородие почв. За это время внутрихозяйственная сеть гидротехнических сооружений пришла в упадок, её растаскивали мародёры, чтобы заработать на сдаче металла. Не было ответственности за использование орошаемых земель.

Проект закона о мелиорации, конечно, предусматривает вариант, при котором полив будет вестись из Северо-Крымского канала (СКК). Но не менее важно подготовиться к ситуации, при которой придётся обходиться своими ресурсами. Своими силами, пояснил Владимир Лысенко, можно выйти на площади орошения в 100 тыс. га в ближайшие три года.

Однако далеко не всякая вода может использоваться для полива сельхозкультур: фермер или хозяйство, «спасая» урожай водой из подземных источников, могут всего за пару лет загубить почву. Вот эта и другие ситуации, должны быть учтены в законе.

Фото: Shutterstock.com

Расточительно живём?

В начале 90-х для орошения Крыму использовалось 3,9 млрд. кубометров воды. Из них 3,2 млрд.куб.м давал Северо-Крымский канал. На сегодняшний день Крым потребляет 400 миллионов кубометров воды из своих источников. Собственная обеспеченность водными ресурсами — 20%. 

Вместе с тем, часть сельхозземель, 17 тыс. га, орошается сейчас за счет местных водных ресурсов. Водохозяйственникам пока удалось лишь уменьшить риски с обеспечением водой регионов. Но эксперты советуют не увлекаться пока проектами по увеличению орошаемых земель. В некоторых регионах степного Крыма минерализация воды превышает норму уже в 9 раз. В связи с этим соавтор проекта закона и председатель Общественного совета при Государственном комитете по водному хозяйству и мелиорации Валерий Ляшевский предложил в законопроекте вынести отдельным пунктом бережное отношение к водным ресурсам.

«Есть большая степная зона, которая оставлена один на один со своими проблемами, — рассказал он. — Развитие этих территорий без воды невозможно, и сейчас мы у них отнимаем главный ресурс — подземные воды. Ими обеспечиваются питьевой водой города и сёла восточного Крыма. Но забираем воду варварским методом, качаем её из-под земли, подаём в открытое земляное русло Севе­ро-Крымского канала. Вода загрязняется, её необходимо направлять на очистные сооружения. Это недопустимо, нужно искать другие способы доставки, вплоть до автоцистерн. А в крупных поселениях нужно делать разливные станции». 

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах