Примерное время чтения: 8 минут
582

Как Пушкин на карантине… Можно ли вернуть в нашу жизнь дыхание поэзии?

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 18. АиФ-Крым №18 29/04/2020

Кто тут любит грозу в начале мая — и при этом может наизусть воспроизвести это стихотворение Тютчева? Или прочитать что-нибудь из Пушкина, который по опросам — любимый поэт россиян. Увы, но большинство, помимо кота учёного и сказки о золотой рыбке, вряд ли что вспомнят. А у многих ли в памяти строчки из Гумилёва, Есенина, Блока?

Как-то так получилось, что тихо и незаметно поэзия перестала быть необходимостью, «воздухом», без которого не могли обходиться поколения наших родителей, бабушек и дедушек. И дети наши не очень-то дружат со стихами: что-то с ними не так, или рифмованные строчки не списываются в современный формат? Об этом «АиФ-Крым» поговорили с профессором кафедры методики преподавания филологических дисциплин факультета славянской филологии и журналистики Крымского федерального университета Владимиром Ореховым. 

Справка
Владимир Орехов родился в 1976 г. в Симферополе. Доктор филологических наук. Область научных интересов: русско-французские литературные связи XIX в., Россия и Крым во французских текстах, Крымская война во французской литературе, история Крымского федерального университета, и другие.

Сказано за нас

АиФ-Крым, Наталья Дремова: Если судить по опросам, стихи сейчас не в моде…

Владимир Орехов: А мне кажется, что результативность таких опросов не очень показательна. Всё-таки, поэзия — не таблица умножения. И стихи существуют не для того, чтобы развивать у детей и взрослых механическую память. Если таблицу человек просто запоминает, то стихотворения в нашей памяти остаются на «хранение» в связи с какими-то воспоминаниями, впечатлениями, ощущениями, событиями. В том числе и детскими. 

Мы все с детства знаем «У Лукоморья дуб зеленый…», начало поэмы Пушкина «Руслан и Людмила». Одного из тех произведений, которые понятны, интересны и хорошо запоминаются в детском возрасте. Но, согласитесь, скоро май, начнутся грозы и многие из нас вспомнят «Люблю грозу в начале мая…» Тютчева. И в этом тоже часть ответа: литературные произведения мы запоминаем и вспоминаем тогда, когда они созвучны нашим мыслям, переживаниям, эмоциям. Но, то, что нынешние дети, да и поколение в целом, менее «привязаны» к классической литературе, это правда.

— Кто виноват и что делать?

— Я бы не возлагал ответственность за это исключительно на школьных учителей литературы. Мы очень плотно работаем с крымскими школами, наши студенты проходят в них практику. Поэтому, знаем, сколько сил учителя тратят на то, чтобы привить детям любовь к чтению. Мои трое детей сейчас учатся в 1-м и 4-м классах самой обычной средней школы. И преподавание литературы в ней на должном уровне, а главное, с душой. Что меня очень радует. И стихотворения ребята учат с удовольствием, а не «из-под палки». 

— А немало родителей считают, что их дети стихов не знают потому, что как раз учителя не уделяют этому должного внимания!

— Не в учителях дело, а в системе. По сути, сегодня учитель превращён в машину для подготовки каких-то бесконечных отчётов, и прочей документации. Часто ему физически не хватает времени, чтобы просто поговорить с детьми, выучить какое-то стихотворение, которое не входит в школьную программу. Нет времени развивать их литературный кругозор. 

Формирует личность окружающий мир. Огромное влияние на формирование у ребёнка тех или иных привычек, запросов, интересов оказывает телевидение. Если, к примеру, советское телевидение ставило перед собой цель просвещать человека, то современное — культурно «втюхать» ему рекламу. Для чего, на мой взгляд, и создаются низкопробные сериалы и ток-шоу, которые должны удовлетворять примитивные интересы и потребности человека. И ребёнка в том числе. Его заставляют останавливаться, зацикливаться на каком-то очень примитивном уровне переживаний, дешёвой сентиментальности, романтизации каких-то малозначимых вещей. 

— Может не надо паниковать по поводу того, что нынешние дети мало читают, а стихи и вовсе для них нечто чуждое?

— Однозначно ответить сложно. Классическая литература, поэзия, по сути, является врагом экономики потребления. Ведь они заставляют человека мыслить, критически относиться к действительности. И даже отвлекают, к примеру, от бесконечного процесса покупки вещей.

— А зачем нам нужна поэзия? 

— Её призвание — выражать наши мысли и чувства так, как мы не можем или не умеем сделать это сами. Есть избранные личности, которым от природы это дано. Их не очень много, мы их ещё со школы очень хорошо знаем. Поэтому, естественно, что дети, в первую очередь, вспоминают Пушкина, который и в наше компьютерное время остаётся непревзойденным гением. Хотя и другие эпохи дали нам прекрасных поэтов.  К примеру, Твардовского называли первым последователем Пушкина в XX-м веке. Кстати, мы не должны забывать, что и поэзия Высоцкого — уникальное явление прошлого века. Да, нынешние дети и подростки вспоминают его песни. Но это те же стихотворения.

Застрял на три месяца

— И всё же, в социальных сетях, где часами «зависает» наше юное поколение, хорей, ямб, дактиль, амфибрахий или анапест вряд ли используется в переписке с друзьями…

— Не поспоришь с тем, что молодое поколение «уходит» в соцсети. Которые сами по себе, если иметь в виду возможность обмена, получения информации, такое же гениальное изобретение, как и телевидение. Но, если использовать соцсети только как «площадку», где можно просто поболтать, то вряд ли они будут способствовать интеллектуальному развитию. Это будет, в лучшем случае, забава, такая же пустая трата времени, как разговоры бабушек у подъезда.

— Можно ли изменить ситуацию?

— Если был простой рецепт, то, наверное, его бы уже давно использовали. Мне кажется, делать это надо сразу по нескольким направлениям. Первое, о чем говорил выше, это модернизация школьного образования. Но не его коренная ломка, а предоставление учителю творческой свободы. Он не должен чувствовать себя какой-то подотчётной единицей. Педагог должен иметь время на то, чтобы прочитать новое или перечитать старое. Увы, нередко ему, как говорится, не до поэзии, и потому, что у него происходит так называемое профессиональное «выгорание». 

— А что стоило бы сделать ещё?

— Мы все можем повлиять на то, что нам преподносит нынешнее телевидение. Как? Попросту не смотреть его, не давать себя, извините, оболванивать. Или требовать качественного, содержательного продукта

Этот мощный «инструмент» можно использовать в благих целях. Почему, к примеру, кому-то на телевидении не вспомнить о том, что точно так же, в свое время Пушкин проводил время на карантине. Он уехал в Болдино оформлять документы на имение, которое отец подарил ему к свадьбе, и «застрял» там по причине эпидемии холеры на три месяца. Пушкин очень рвался в столицу: там его ждала невеста. Увы, карантин тогда был более строгий, чем сейчас у нас. В итоге, оказалось, что это время было самым продуктивным периодом в жизни поэта. В ту знаменитую «болдинскую осень» Пушкин написал гораздо больше, чем в аналогичные хронологически периоды жизни в столице или здесь, на юге. И почему бы нашему телевидению не показать сегодня «Маленькие трагедии», прекрасный советский фильм, в котором снялись лучшие наши актеры, снятый по мотивам произведений, которые Пушкин написал, пребывая на карантине в Болдино. 

У Пушкина есть ещё «Пир во время чумы» — произведение, которое очень созвучно нашей нынешней ситуации. Или фильм «Каменный гость», где снялся Высоцкий. 

— Предлагаете в самоизоляции попробовать жить, как Пушкин, среди рифм и мыслей о жизни, её красоте и порядке?

— Это было бы прекрасно. Если бы, чего греха таить, мамы и папы сейчас не были перегружены тем же самым дистанционным образованием. Сейчас, когда дети учатся на расстоянии, роль родителей в этом процессе чрезвычайно возросла. Многие сидят и занимаются вместе с детьми, отчасти превращаются в учителей. А другого выхода попросту нет. И всё же, я бы рекомендовал какое-то время посвящать литературной классике. Вспомнить авторов, произведения которых не устаревают никогда, к примеру рассказы о животных Сетона-Томпсона. Мы забыли о своих, крымских классиках, о том же Станюковиче — уроженце Севастополя. Почему бы не перечитать некоторые его морские рассказы всей семьёй? Я уже не говорю о возможностях, которые дает Интернет: скачивать аудиокниги и слушать, в том числе и поэзию, в исполнении наших самых лучших актёров.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах