Кто тут любит грозу в начале мая — и при этом может наизусть воспроизвести это стихотворение Тютчева? Или прочитать что-нибудь из Пушкина, который по опросам — любимый поэт россиян. Увы, но большинство, помимо кота учёного и сказки о золотой рыбке, вряд ли что вспомнят. А у многих ли в памяти строчки из Гумилёва, Есенина, Блока?
Как-то так получилось, что тихо и незаметно поэзия перестала быть необходимостью, «воздухом», без которого не могли обходиться поколения наших родителей, бабушек и дедушек. И дети наши не очень-то дружат со стихами: что-то с ними не так, или рифмованные строчки не списываются в современный формат? Об этом «АиФ-Крым» поговорили с профессором кафедры методики преподавания филологических дисциплин факультета славянской филологии и журналистики Крымского федерального университета Владимиром Ореховым.
Сказано за нас
АиФ-Крым, Наталья Дремова: Если судить по опросам, стихи сейчас не в моде…
Владимир Орехов: А мне кажется, что результативность таких опросов не очень показательна. Всё-таки, поэзия — не таблица умножения. И стихи существуют не для того, чтобы развивать у детей и взрослых механическую память. Если таблицу человек просто запоминает, то стихотворения в нашей памяти остаются на «хранение» в связи с какими-то воспоминаниями, впечатлениями, ощущениями, событиями. В том числе и детскими.
— Кто виноват и что делать?
— Я бы не возлагал ответственность за это исключительно на школьных учителей литературы. Мы очень плотно работаем с крымскими школами, наши студенты проходят в них практику. Поэтому, знаем, сколько сил учителя тратят на то, чтобы привить детям любовь к чтению. Мои трое детей сейчас учатся в 1-м и 4-м классах самой обычной средней школы. И преподавание литературы в ней на должном уровне, а главное, с душой. Что меня очень радует. И стихотворения ребята учат с удовольствием, а не «из-под палки».
— А немало родителей считают, что их дети стихов не знают потому, что как раз учителя не уделяют этому должного внимания!
— Не в учителях дело, а в системе. По сути, сегодня учитель превращён в машину для подготовки каких-то бесконечных отчётов, и прочей документации. Часто ему физически не хватает времени, чтобы просто поговорить с детьми, выучить какое-то стихотворение, которое не входит в школьную программу. Нет времени развивать их литературный кругозор.
Формирует личность окружающий мир. Огромное влияние на формирование у ребёнка тех или иных привычек, запросов, интересов оказывает телевидение. Если, к примеру, советское телевидение ставило перед собой цель просвещать человека, то современное — культурно «втюхать» ему рекламу. Для чего, на мой взгляд, и создаются низкопробные сериалы и ток-шоу, которые должны удовлетворять примитивные интересы и потребности человека. И ребёнка в том числе. Его заставляют останавливаться, зацикливаться на каком-то очень примитивном уровне переживаний, дешёвой сентиментальности, романтизации каких-то малозначимых вещей.
— Может не надо паниковать по поводу того, что нынешние дети мало читают, а стихи и вовсе для них нечто чуждое?
— Однозначно ответить сложно. Классическая литература, поэзия, по сути, является врагом экономики потребления. Ведь они заставляют человека мыслить, критически относиться к действительности. И даже отвлекают, к примеру, от бесконечного процесса покупки вещей.
— А зачем нам нужна поэзия?
Застрял на три месяца
— И всё же, в социальных сетях, где часами «зависает» наше юное поколение, хорей, ямб, дактиль, амфибрахий или анапест вряд ли используется в переписке с друзьями…
— Не поспоришь с тем, что молодое поколение «уходит» в соцсети. Которые сами по себе, если иметь в виду возможность обмена, получения информации, такое же гениальное изобретение, как и телевидение. Но, если использовать соцсети только как «площадку», где можно просто поболтать, то вряд ли они будут способствовать интеллектуальному развитию. Это будет, в лучшем случае, забава, такая же пустая трата времени, как разговоры бабушек у подъезда.
— Можно ли изменить ситуацию?
— Если был простой рецепт, то, наверное, его бы уже давно использовали. Мне кажется, делать это надо сразу по нескольким направлениям. Первое, о чем говорил выше, это модернизация школьного образования. Но не его коренная ломка, а предоставление учителю творческой свободы. Он не должен чувствовать себя какой-то подотчётной единицей. Педагог должен иметь время на то, чтобы прочитать новое или перечитать старое. Увы, нередко ему, как говорится, не до поэзии, и потому, что у него происходит так называемое профессиональное «выгорание».
— А что стоило бы сделать ещё?
— Мы все можем повлиять на то, что нам преподносит нынешнее телевидение. Как? Попросту не смотреть его, не давать себя, извините, оболванивать. Или требовать качественного, содержательного продукта
Этот мощный «инструмент» можно использовать в благих целях. Почему, к примеру, кому-то на телевидении не вспомнить о том, что точно так же, в свое время Пушкин проводил время на карантине. Он уехал в Болдино оформлять документы на имение, которое отец подарил ему к свадьбе, и «застрял» там по причине эпидемии холеры на три месяца. Пушкин очень рвался в столицу: там его ждала невеста. Увы, карантин тогда был более строгий, чем сейчас у нас. В итоге, оказалось, что это время было самым продуктивным периодом в жизни поэта. В ту знаменитую «болдинскую осень» Пушкин написал гораздо больше, чем в аналогичные хронологически периоды жизни в столице или здесь, на юге. И почему бы нашему телевидению не показать сегодня «Маленькие трагедии», прекрасный советский фильм, в котором снялись лучшие наши актеры, снятый по мотивам произведений, которые Пушкин написал, пребывая на карантине в Болдино.
У Пушкина есть ещё «Пир во время чумы» — произведение, которое очень созвучно нашей нынешней ситуации. Или фильм «Каменный гость», где снялся Высоцкий.
— Предлагаете в самоизоляции попробовать жить, как Пушкин, среди рифм и мыслей о жизни, её красоте и порядке?