Пожалуй, самым главным символом быстротечности времени являются часы. Под бой курантов мы провожаем старый год и смело смотрим в будущее. Именно старинные городские часы становятся молчаливым свидетелем смены эпох, значимых для города событий.
Часы от Врангеля
Звание самых старых часов Крыма заслуживают, пожалуй, те, что установлены на башне у флигеля Воронцовского дворца в Алупке. Эта башня — одна из парных. Они, по замыслу архитектора, должны были замыкать вход во внутренний двор. Башенные часы граф Михаил Семёнович Воронцов выписал из Лондона, заказав их у фирмы «Джон Мур и сыновья». Известно, что часы были установлены в 1841 году. Необычны они тем, что имеют два циферблата — то есть, время можно узнать, взглянув на Часовую башню как с парадной площади, так и со стороны дворика.
О том, насколько качественной была работа английских часовщиков, говорит то, что часы благополучно «дотикали» до 1927 года. И остановились более чем на полвека. Но даже после того, как их «оживили», дефекты в механизме оставались. Окончательно вернул старинные часы к жизни российский мастер Анатолий Житков, они заработали, отбивая время, в 1997 году.
Ещё одно здание, ставшее хранителем времени, расположено в Ялте — башня барона Врангеля. Башню с часами можно увидеть, проходя по улице Садовой, прогуливаясь по набережной, поднимаясь по канатной дороге, причаливая к ялтинской пристани. Три года назад проводилась реставрация — как здания, так и часового механизма.
По словам историка, главного хранителя ГБУ РК «Ливадийский дворцово-парковый музей-заповедник» Ирины Фоменко, подлинная история появления часов на здании бывшей дачи Голицына туманна и запутанна. Часы находятся на башне более сотни лет, однако отсутствуют фотографии здания конца XIX века, где были бы запечатлены часы.
Как рассказала Ирина Фоменко, князь Дмитрий Голицин возвёл на земельном участке близ набережной дачу, включавшую в себя башню. Позднее, после смерти князя, башню разобрали, а вдова князя Марфа Голицина вышла замуж за Андрея Врангеля.
Со временем была возведена новая башня, которая существует по сей день. На фронтонах сооружения были размещены родовые гербы прибалтийского рода барона.
В 1879 году Врангель стал городским головой, и озаботился вопросом создания главных городских часов. По основной версии, барон купил часы для города на свои деньги, заказав их в санкт-петербургской фирме «Винтеръ». Неясно, почему главные городские часы были установлены не на здании Ялтинской городской думы или Клубе моряков. Но так уж вышло. В наши дни часы на башне барона Врангеля отмеряют течение времени при помощи старого, оригинального, но надёжного часового механизма.
Змееносец и Гончие псы
Башня с часами Железнодорожного вокзала в Симферополе уже давным-давно стала символом крымской столицы. По словам сотрудника ФГУП «Крымская железная дорога» Евгения Полончука, работы по строительству симферопольского вокзала начались в 1946 году. Проект разработал известный архитектор Алексей Душкин в соавторстве с Георгием Аквилевым.
В Госархиве РК сохранился протокол заседания Симферопольского горисполкома от 21 августа 1946 года под №32, в котором зафиксировано решение «О строительстве железнодорожного вокзала в Симферополе». Там же — обращение в областной исполнительный комитет с просьбой выделить через МВД РСФСР 500 человек военнопленных на строительство вокзала. Просьбу удовлетворили, и вскоре в Симферополь прибыли военнопленные немцы.
Строительные работы в целом длились около шести лет. К 30 ноября 1951 года Управлением строительных работ было завершено строительство, наружная и внутренняя отделка вокзального комплекса.
А вот часы были сконструированы в 1951 году на Московском часовом заводе. Часовой механизм приводился в движение 240 килограммовыми гирями. Архитектурная композиция современного здания с часами состоит из высокого четвёрика и ярусного восьмёрика, увенчанного шпилем с красной звездой (до семидесятых годов на вершине располагался золотой венок пшеничный колосьев). Высота часовой башни — 70 метров. На каждой стороне башни находится циферблат часов, декорированный знаками зодиака.
Примечательно, что на часах нарушена не только последовательность знаков Зодиака, но и представлены не все символы зодиакального круга. Вместо Девы, Весов и Тельца на железнодорожной часовой башне расположились знаки Змееносец, Гончие псы и Лебедь.
Сегодня часовой механизм обслуживают сотрудники ФГУП «Крымская железная дорога» — основные параметры задает старший электромеханик цеха пассажирской механики Симферопольского регионального центра связи Николай Есиков.
Не многие знают, что в основании башни находится артезианская скважина, система насосов и резервуар, позволяющей обеспечить водой станционное хозяйство. На первом ярусе и в подвале расположены трубопроводы и оборудование водонапорной установки.
Одной из достопримечательностей Севастополя является здание Матросского клуба. Его видно издалека — благодаря башне с курантами. Клуб построили к 100-летию Первой обороны Севастополя, в 1954 году.
На вершине часовой башни расположен шпиль со звездой, который, по одной из легенд, должен был венчать одну из «сталинских» высоток — Дворец науки и культуры в Варшаве. Из-за того, что для большого строения высотки шпиль оказался мал, его доставили и установили на башне строившегося Матросского клуба в Севастополе. Часы были изготовлены в 1958 году на московском заводе «Эра». Иногда куранты дают возможность прохожим услышать мелодию городского гимна «Легендарный Севастополь». Но так было не всегда, поскольку в 90-х часы сломались и были восстановлены силами специалистов Бориса Ачкинази и Владислава Резепкина только в 2008 году.
Каждый день, мы находимся в движении, зачастую не обращая внимания на башенные часы, которые расположены в наших городах. А величественные башенные часы, отмеряя время, свысока смотрели на наших предков, сейчас наблюдают за нами, а когда-то будут присматривать и за нашими потомками.