родился в 1946 г. в украинском городе Станислав. Российский историк Церкви, исследователь, писатель, публицист, автор телевизионных фильмов, общественный деятель. Член Императорского Православного Палестинского Общества, член Союза писателей России. Имеет учёные степени доктора исторических наук и кандидата философских наук, награды за вклад в научную и культурную деятельность.
Оно на языке у друзей и недругов РФ, обывателей и политиков. Нашей стране то припоминают «имперские привычки», то пугают кого-то её «имперскими амбициями», то ставят в вину «планы имперского размаха». Так ли страшна империя, как её малюют, осталась ли она в прошлом, или может стать нашим будущим? Об этом «АиФ-Крым» поговорил с Николаем Лисовым, главным научным сотрудником Института российской истории РАН.
Шатёр и купола
Наталья Дрёмова, «АиФ-Крым»: Николай Николаевич, справедливо ли называют, то с иронией, то почти всерьёз, современную Россию империей?
Николай Лисовой: А другой Россия не может быть. Мы, население огромной страны, не умещаемся на одном стадионе, как некоторые другие государственные образования. Мы — большая историческая сущность. А сущность империи у нас иногда неправильно понимают. Ведь это — способ государственного державного служения Богу. Это — ответственность за мир, за окружающий народ.
— То есть, имперского прошлого забыть мы действительно не можем?
— Не забудем никогда. Поймите, есть разные народы, некоторые не хотят отвечать даже сами за себя. Вот, к примеру, благополучная и сытая Швейцария. В XV веке она провозгласила вечный нейтралитет, разделилась на полтора десятка кантонов, у каждой деревни — свои законы. И живут! Никому не мешают, но и не на кого не влияют, не несут ответственности, повторюсь, даже за себя. Точно так же живут мелкие государства в Восточной Европе, в Прибалтике. Или даже скандинавские страны, Швеция или Норвегия. Последняя даже входит в НАТО, но полагается не на себя: если что, пусть, мол, американцы «разруливают».
А можно жить и по-другому. России Бог дал великую ответственность не только за себя, но и за окружающих. Когда Иван Грозный повелел строить храм Покрова на Красной площади, то одобрил идею одного большого центрального шатра, олицетворяющего Россию, а вокруг — самые разномастные, пёстрые малые купола: символ объединения больших и малых народов. Это и есть модель империи. Модель жертвы и ответственности.
— Но ведь великие империи, как правило, плохо заканчивали…
— Римская империя пала потому, что истратила свои ресурсы на цивилизацию окружающего мира. В современных Франции, Испании, Италии мы до сих пор видим результаты этих усилий: дороги, мосты, акведуки, строения. В Великобритании сохранился знаменитый Адрианов (Римский) вал. А себя империя истощила и пала под набегами варваров. Сколько для мира сделала Византийская империя, а сама скукоживалась, как шагреневая кожа, пока остался один только Константинополь. Но и Константинополь и его окрестности держались почти сто лет в турецком окружении.
— А как же страны, которые жертвовать не готовы, зато имеют воистину имперские амбиции?
— Когда про США говорят историки или публицисты, уместно всегда напоминать, что эта страна никогда не вела изнурительных освободительных войн. Это — отсутствие империи. А то, что США, как финикийцы когда-то, имеют свои базы по всему миру, это другой тип существования.
Казаки-разбойники
— Новая украинская идеология выбрала одним из своих столпов утверждение, что страна всегда вела изнурительную освободительную войну против российского имперского ига: насколько это отвечает действительности?
— Пока «освободительную войну» украинцы ведут, в основном, против себя самих. На самом деле, украинской государственности как таковой не существовало никогда. Когда под ударами монгольских орд пала южная Русь, Киев оказался сожжённым и никому не нужным, его взяли литовцы. Этот маленький народ не предполагал колонизировать всю эту огромную территорию, но они дали начало тому, что потом называлось Великим княжеством литовским, русско-литовскому государству. Поскольку оно оказалось неустойчивым, нужно было склониться к одной из сильных держав, его правитель Ягайло в XIV веке мучительно выбирал династический брак: Москва или Польша? Этот выбор решил судьбу будущей Украины, польский вариант, в итоге, привёл к тому, что эти земли перешли под власть Речи Посполитой. Но и в ней всегда существовали мятежные анклавы, одним из которых была Запорожская Сечь.
— Вот она-то и воевала…
Во все времена империя народы, входящие в неё, ублаготворяла и спасала. Сколько крови было пролито на Украине во время Гражданской войны. Вспомнить хоть 200 тысяч жертв еврейских погромов при Петлюре, всех этих атаманов и батек! Только Советская власть смогла навести порядок тогда. Как и после Великой Отечественной войны, когда на Западной Украине зверствовали бандеровцы.
— А чем Крым был для Российской империи, что значит для нынешней России?
— Это — удивительное место. Сюда приходили народы, воевали и мирились, сливались, поглощались друг другом. Это лаборатория этносов и культур. А с последней трети XIX века, после Крымской войны, полуостров стал резиденцией последних русских царей. Великолепные дворцы, дачи, парки — это императорский Крым, стремление заявить всему миру об имперской идее.
— Крым и выбор крымчан уже год обсуждают политики, общественные деятели. Запомнилась фраза, прозвучавшая на одном из ток-шоу от человека, побывавшего на полуострове: «Я увидел, что крымчане — более русские, чем даже жители центральной России»…
— Я с этим полностью согласен! Так было всегда: русские люди на окраинах страны оказывались в чём-то более русскими. Потому, что они не избалованы государственной, церковной, культурной и всякой другой опекой, которая есть в центральных регионах. Они вынуждены отстаивать свою «русскость», они представляют её перед окружением. И с этой точки зрения, эта энергия действительно в Крыму «бьёт ключом», она бросается в глаза, если сравнивать с другими регионами.
Если вы просмотрите дореволюционные работы славянофилов, то увидите заголовки: «Польский вопрос», «Прибалтийский вопрос», «Литовский вопрос»… А в них речь идёт не о Литве, не о Польше, не о прибалтах — о русских, о том, что они не должны притесняться на окраинах Российской империи. Потому что он — основа, ветвь великой нашей солидарности, которую в советские годы мы называли интернационализмом, до революции — великой империей. И эта солидарность в наше время вдруг воскресла в сознании многих людей в связи с присоединением Крыма.