Госсовет Крыма принял законопроект «Об организации транспортного обслуживания населения легковым такси в Республике Крым», которые устанавливает новые требования к работе частных перевозчиков. «АиФ-Крым» узнал, как новые правила повлияют на работу таксистов и обслуживание пассажиров?
Требуют много
Качество перевозки пассажиров в Крыму обсуждали не раз, а к работе такси на законодательном уровне обратились впервые. Прежде всего, регулировать деятельность служб такси поручили крымскому Минтрансу. «Предполагается, что использование автомобилей для предоставления услуг по перевозке в легковом такси будет осуществляться на основании выданных Министерством транспорта республики разрешений, — пояснил заместитель министра транспорта Геннадий Раскевич. — Срок разрешения предусматривается установить в 5 лет».
Согласно законопроекту, таксистом может работать водитель с общим стажем не менее трех лет. Перед выездом на маршрут и после рейса он должен получить допуск от врача, пройти контроль автомобиля на сертифицированной СТО. Водителей также обяжут оформлять путевой лист, выдавать пассажирам чеки или бланки строгой отчетности. Ужесточились требования и к внешнему виду: как одет таксист, опрятен ли: за этим будут строго следить. В Крыму не исключают использование опыта Краснодарского края, где шофёров такси одели в униформу.
Доход такси будет зависеть не только от количества заказов, но и от состояния автомобиля. Среди требований к транспорту — наличие системы безопасности, навигации, аппарата кассового контроля, таксометр и даже детское кресло. Более того, документ гласит, что машины можно будет окрашивать только в белый или желтый цвета.
Именно идея о смене цвета машины, которая может обойтись почти в 100 тысяч рублей, подверглась сильной критике со стороны водителей такси. О том, что придется перекрашивать машину, слышали многие. «Многие таксисты работают на своём транспорте, перекрашивать машину никто не захочет», — считает симферопольский таксист с семилетним стажем Александр Горохов. В Симферополе – 90% такси, владельцы которых работают на своих машинах и сотрудничают с фирмами.
Александр работает легально, в одной из крымских фирм, но на своей машине. Его не смущают ни кассовые аппараты, ни система навигации — все это будет только на пользу пассажирам, считает он. «C одной стороны, было бы лучше, если бы в фирме было определенное количество машин, тогда и заказов было бы больше, и порядка, — рассуждает Александр. — Часто вижу, что таксисты-«карпалы» на фирму приезжают, берут оттуда машину. В каком они состоянии, никто не знает. А ездят и пьяные, и «обкуренные», и никто за этим не следит».
«Карпалам» будет нелегко
Другой вопрос, на какие деньги придется устанавливать все эти гаджеты. Если за счет таксистов, то это приведет к массовому оттоку водителей. Таксисты утверждают, что количество заказов уменьшилось, примерно, на треть. Упали доходы, из которых оплачивались налоги, бензин, ремонт машин. Если раньше лицензия для таксистов стоила, в пересчёте на рубли, около 12 тысяч и выдавалась раз и навсегда, то сейчас ее надо будет обновлять каждые пять лет, что тоже недёшево. Чтобы «отбить» затраты, водителям придется повышать тариф.
«Понятно желание авторов закона, чтобы такси работало по-человечески, но между желанием и требованием закона есть большие различия», — комментирует законопроект Артем Медведев, в прошлом - таксист, а ныне - владелец фирмы, которая оказывает услуги такси. Артем ведет в Интернете блог, посвящённый проблемам таксистов. По его мнению, правильнее было бы прописать в законе минимальные требования: убрать пункты про предоставление договоров с медиками-механиками, позволить работать на авто любого цвета до 2018 года. «С учетом покупательской способности населения Крыма и отдыхающих, указание таких жестких требований в купе с единым тарифом — это перебор, — говорит он. — Могу предположить, что 90% водителей-частников будут работать в Крыму нелегально, так же, как сейчас они работают на курортах Краснодарского края».