Артемий Лебедев стал центром скандала в Крыму. Известный российский дизайнер сделал для Крыма новый бренд-логотип и опубликовал его на сайте своей студии. Пока крымская общественность обсуждает художественные качества нового бренда, журналисты пытаются выяснить, кто и сколько за него будет платить. Минтуризма категорически отказывается отвечать на эти вопросы.
Морской пейзаж или крышка от люка
Слухи о том, что Артемий Лебедев займётся созданием нового бренда Крыма, появились ещё осенью 2014 года. Сообщалось, что дизайнер вёл переговоры с властями республики, но потребовал за свою работу около 2-3 млн рублей. Эта цена туристическое ведомство якобы смутило. СМИ, ссылаясь на анонимные источники, писали, что Лебедев всё-таки приезжал в Симферополь для переговоров.
Узнав, что дизайнер собирается заниматься созданием логотипа Крыма, местные художники возмутились. Так, член Союза дизайнеров России Ольга Степанова заявила, что к созданию логотипа Крыма нужно привлечь лучших российских дизайнеров, среди которых есть специалисты мирового класса, а не отдавать проект «студии, имеющей сомнительную репутацию в среде профессионалов».
«Не являясь профессиональным дизайнером, он успешно занимается собственным пиаром через скандалы вокруг проектов своей студии. Не хотелось бы, чтобы Крым стал очередным поводом пропиариться Лебедеву и не получил при этом логотипа, который будет плодотворно работать», – подчеркнула дизайнер.
Министерство туризма возможные переговоры комментировать не стало. И о бренде на несколько месяцев все забыли.
Но 17 марта на сайте студии «Артемия Лебедева» был опубликован «Новый логотип Крыма». В основе знака — характерная надпись на сменном фоне. Фон представлен несколькими темами: «море», «пейзаж», «камуфляж», «песок», «природа», «пляж», «кофе с молоком», «абстракция», «волны». Ряд картинок сопровождается следующим текстом: «Спустя год со дня вступления Крыма в состав России полуостров получил новый логотип и систему визуальной идентификации».
В студии пояснили, что перед дизайнерами стояла задача разработать современную систему визуальной идентификации для Крыма.
Пользователи сети уже сравнивают новую эмблему с крышкой от люка, газировки, пива, крема или с бумажной этикеткой, которая в советское время наклеивалась на мороженое в вафельных стаканчиках.
Чья инициатива?
В ответ на публикацию Лебедева и многочисленные вопросы СМИ Минтуризма Крыма сообщило: «Министерство курортов и туризма Республики Крым выражает благодарность дизайн-студии «Артемия Лебедева» за проявленную инициативу по предложению идей нового туристического логотипа Республики Крым. Министерство с интересом ознакомилось с работой и предлагает выставить её на общественное обсуждение в рамках Конкурса идей по созданию туристического бренда Крыма, который стартует 18 марта 2015 года, в День воссоединения Крыма с Россией».
Новость о том, что Артемий Лебедев, реализующий многомиллионные проекты, «решил проявить инициативу» и поучаствовать в конкурсе, вызвала недоумение у крымчан. Примечательно, что на сайте студии в разделе «процесс» опубликована фотокопия официального письма министерства курортов и туризма Крыма за подписью главы ведомства Елены Юрченко, в котором министерство просит Артемия Лебедева разработать новый логотип Крыма.
«Мы бы хотели, чтобы именно Вы оказали нам честь и предложили идею нового крымского бренда, который будет использоваться в инфраструктуре крымского полуострова, маркировке крымской продукции и будет знаменовать собой качественный, оригинальный туристический продукт», – говорится в письме. Авторы обращения также указывают, что хотели бы в новом бренде объединилось уникальное наследие полуострова: достопримечательности, природу, памятники и туризм.
Открестились
Теперь от этого письма, ведомство, судя по всему открещивается. По крайней мере, комментарии давать отказывается.
Так, на пресс-конференции, прошедшей 19 марта в Симферополе в режиме телемоста с московскими журналистами, министр Елена Юрченко категорически отказалась объяснять, кто просил Лебедева создавать бренд Крыма, и просил ли.
«Я бы очень не хотела, чтобы площадка данной пресс-конференции становилась рекламой кого-либо или чего-либо, а не рекламой туристического продукта Крыма. Поэтому я не считаю необходимым даже это комментировать», – сообщила Юрченко.
На ещё один подобный вопрос министр ответила: «Сегодня тема логотипа – это не самое, далеко не самое главное для Крыма».
Конкурс на создание нового бренда Крыма всё-таки был объявлен 18 марта. Его итоги должны быть подведены к 30 июля. Победитель (или победители) конкурса, по словам Юрченко, получат туристическую путёвку на путешествие по «Золотому кольцу Юга России».
Напомним, что благодаря Лебедева «за проявленную инициативу», Минтуризма писало: «Уверены, что такой известный профессионал в веб-дизайне как Артемий Лебедев с честью выдержит конкуренцию с другими участниками конкурса». Вряд ли такая плата за работу устроит Лебедева. Сам герой скандала, к сожалению, ситуацию не комментирует.