Аргументы и Факты
krym.aif.ru
16+
Крым
Аргументы и Факты
krym.aif.ru
16+
Крым
Примерное время чтения: 6 минут
1897

«Космоса» больше нет. Как Крым лишается неповторимого советского наследия

Встречающиеся пока еще вдоль крымских дорог остановочные павильоны, украшенные разносюжетными мозаиками, хранят колорит советского курортного региона.
Встречающиеся пока еще вдоль крымских дорог остановочные павильоны, украшенные разносюжетными мозаиками, хранят колорит советского курортного региона. / Ольга Степанова / личный архив

В Симферополе демонтируют здание кинотеатра «Космос». А с ним вместе — мозаичное панно с изображением космонавтов. Оно украшало фасад, радуя глаз и посетителей кинотеатра, и просто прохожих, на протяжении 58 лет, что простояло здание. К сожалению, это не первый за последние несколько лет пример безжалостного уничтожения культурного наследия советского Крыма.

«А пока, пока по камушкам...»

«Мозаика эта украшала не только кинотеатр, но и весь город, — убежден крымский художник-мозаичист Игорь Гладких, который, по собственному признанию, занят созданием каталога крымских мозаик, стараясь запечатлеть на фото как можно больше таких произведений монументального искусства. — И хотя она сделана не из смальты, из природного камня, это одна из лучших по исполнению мозаик Симферополя. Оригинальным у нее был темный фон космического пространства со звездами. Это было очень впечатляюще. И хотя в наши дни этого темного фона не было, даже в таком виде она производила глубокое впечатление — как вблизи, так и с дистанции. Множество людей проходили мимо, на нее смотрели детишки, мечтая быть космонавтами — она органично вплелась в живую визуальную ткань города. А теперь все эти усилия, деньги и силу творчества наших родителей просто сносят».

В начале 2000-х здание кинотеатра реконструировали. В 2012 году архитектурная мастерская «qb architecture» разработала современный проект «Концерт-Холл Космос» на месте обветшалого кинотеатра. Идея осталась невостребованной, а симферопольцы все чаще жаловались, что вандалы разрисовали то окна, то стены кинотеатра, испортив его некогда милый взору внешний облик.

В 2015 году на площади перед зданием установили бронзовые бюсты первого космонавта Земли Юрия Гагарина и конструктора ракетно-космической техники Сергея Королева. В 2020-м после завершения судебных разбирательств с недобросовестным арендатором трехэтажное здание вернулось в муниципальную собственность.

Осенью прошлого года администрация Симферополя выставила и здание, и земельный участок площадью 1900 квадратных метров на торги с начальной стоимостью 72,87 миллиона рублей. Причем вид разрешенного использования этой земли — объекты культурно-досуговой деятельности. Объект и земельный участок приобрела одна из крымских фирм.

Несколько лет назад не пережили реконструкцию сквера на бульваре Ленина десятилетиями украшавшие его как мозаичные миниатюры (в виде ракушек и улиток, например), так и кусочки разноцветной мозаики, которыми были облицованы чаши сухих бассейнов.

Мозаикопад по-евпаторийски

В курортной Евпатории, по счастью, пока еще кое-где остаются мозаики советских времен, порою даже высокохудожественных. Однако, когда весной 2022 года у побережья озера Мойнаки начали возводить будущий Федеральный детский реабилитационный центр, спасти мозаики внутри некогда грязевого корпуса бывшей грязелечебницы «Мойнаки» не удалось даже местному Общественному совету. В необходимости сохранения мозаик тот убедили местные активисты.

Первой ласточкой, однако, стало здание одного из корпусов санатория «Алмазный», где после смены собственника панно с изображением геолога сменила голая серая стена. Откликаясь на ситуацию, в Общественном совете Евпатории решили рекомендовать собственникам объектов с подобными произведениями декоративно-прикладного искусства вписывать сохранение или реконструкцию последних в проект капремонта.

Правда, не успели евпаторийские общественники проработать, так сказать, этот вопрос, как, расчищая место для строительства будущего Федерального детского реабилитационного центра, подрядчик демонтировал здание грязевого корпуса бывшей грязелечебницы (должно быть, представлявшее, и определенную архитектурную ценность). А с ним, разумеется, и украшавшие холл корпуса панно, выполненные местным художником Юрием Белкиным (1931-2008). Примечательно, что талант последнего высоко ценил выдающийся советский художник Юрий Волков (1921-1991). Будучи яркими образцами социалистического реализма, эти панно представляли как художественную, так и историческую ценность, убежден член правления Крымского республиканского отделения Союза художников России, заслуженный художник Крыма, скульптор Василий Василюк.

Архитектор из Евпатории Татьяна Савченко предлагала варианты спасения белкинских панно, которые предполагали размещение работ как «цитат из прошлого» в павильонах, что можно было бы установить в парковой зоне будущего центра. Однако ни один из вариантов не получилось включить в уже утвержденный проект строительства.

Спустя два года гибельная участь постигла и другое панно Белкина, площадью семь на четыре метра, на фасаде корпуса бывшего пансионата «Родничок». В народе произведение прозвали «танцующими гуцулами». Расчищая место под будущую застройку, подрядчик беспощадно разбил вдребезги монументальную работу талантливого евпаторийца, который, кстати, в декабре 2008 года наряду с остальными 26-ю соседями погиб в результате взрыва газа в пятиэтажке на улице Некрасова.

Между прочим, родной Евпатории мастер оформил не одну школу и детский сад. Его работы можно было встретить в библиотеках и поликлиниках. Большую часть жизни Юрий Владимирович отдал городской студии изобразительного искусства. В том числе усилиями Белкина в 1980 году в городе открыли Детскую художественную школу, которая с конца прошлого века носит имя его старшего товарища Юрия Волкова.

Спрашивается: что же тогда, если не такие произведения, по праву можно считать достопримечательностями и точками притяжения для туриста?.. Не говоря уже об урбанистическом туризме, который предполагает посещение и изучение городов, их архитектуры, культуры, истории и городской среды в целом. Однако создаваемый художником-мозаичистом Игорем Гладких каталог крымских мозаик волею обстоятельств со временем рискует стать книгой памяти навсегда утраченных мозаик, отчасти продолжающих пока что создавать неповторимый колорит курортного региона.

А ведь правда: при ремонте дорог подрядчики нередко, увы, сносят старые советские остановочные павильоны, украшенные уникальными подчас мозаиками, ловко заменяя те легкими типовыми конструкциями из стекла и металла. Не менее печальная судьба постигает и здания советских здравниц, чьи фасады украшены мозаичными панно: их либо сносят, либо они сами основательно разрушаются в силу времени и отсутствия должного содержания.

Тем временем впору задуматься о внесении изменений в документацию, связанную с деятельностью местных маршрутных автобусов: в перечнях наименований промежуточных остановочных пунктов там до сих пор присутствует кинотеатр (или, как в самих бумагах, «к-тр») «Космос», которого больше нет.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)
Подписывайтесь на АиФ в  max MAX

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах